ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора
участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.Задачей педагога,
работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к
Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
в создании и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования». 7. Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9 и 10‒11
классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных
часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям
обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по
обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны
обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но
это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания,
запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что
послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При
реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует
данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников,
их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся,
целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять которые
предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные
формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного
гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале.
Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При
подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими
комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария:
первая часть — мотивационная, вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала,
оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в
развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний.
Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современное
разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой
среды. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в
будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается
цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как
современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные атомные
технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль распространения атомной
энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее
человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние
человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой
творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние развития современной
отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду, к
государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи,
школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли
педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур,
языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской
Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества.
Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой
родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии
и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в
общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа
гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной
России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д.
Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их
влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и
личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Конфликты и трудности —
естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины
конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог
преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в
экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила
безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцевв жизни
человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца
объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как
соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших
времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности — неотъемлемая
часть российской идентичности. День Героев Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации —
основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую
ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского
общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие
права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от
зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных ориентиров
личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не только
для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести
время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки,
создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития
отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения.
Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм —
это труд большой команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии этой
сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и
культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и
интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их
возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах
поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее
выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как
меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка
науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная
сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских
граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с
окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой —
реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В
каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые.
Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить
ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности.
Знаменитые россияне и их наставники. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики
в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия. Театр —
целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры,
гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие
школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и
психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное
состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав.
Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов.
Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений
отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые
горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты —
личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый
человек? Неосознанное потребление как причина роста мусора. Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в
этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья
и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться
успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться
сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории
страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения истории народа.
Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой
Отечественной войне последующим поколениям. Как песни передают чувства, эмоции и
переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению
общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать
успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но
только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный
и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; формирование ценностного отношения к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к государственным символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту
и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе развитие умения учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие; развитие умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества
и экономики; развитие умения оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять
различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации, оценивать надёжность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно,
систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию
совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей
всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность
за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать
причины эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к
другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право
другого; принимать себя и других, не осуждая; осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты представлены с учётом
специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание
курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание
устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных
впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной
литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными
видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым);
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая
и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение
главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте,
извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении
единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики
литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от
текста научного, делового, публицистического; овладениеумениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности
заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать
прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий
пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать
вопросы к тексту; развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном
произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с
позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную
оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отличия в
культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации
технических средств информационно-коммуникационных технологий; развитие
умения соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при
работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать
безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и
народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории,
события истории родного края и истории России, определять современников
исторических событий, явлений, процессов; развитие умений выявлять особенности
развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах
истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых
фактов, дат, исторических понятий; развитие умений выявлять существенные черты и
характерные признаки исторических событий, явлений, процессов, устанавливать
причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий,
явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими
событиями XX — начала XXI вв.; формирование умения определять и
аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение
опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к
историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности
семьи как базового социального института, о характерных чертах общества, о
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, о
процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах
жизни общества, об основах конституционного строя и организации государственной
власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации
(в том числе несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации,
об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики,
политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской
Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе
от терроризма и экстремизма; развитие умения характеризовать традиционные
российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни,
прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории
нашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать
основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления,
процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов,
явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и
основных функций, включая взаимодействие общества и природы, человека и
общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; развитие умения
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; развитие умений с
опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей
и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом; развитие умений оценивать собственные поступки и поведение
других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех
форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций
народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании
качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении
современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации,
мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; формирование умения
устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными
иэкономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими
явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер взаимодействия
деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с
точки зрения концепции устойчивого развития.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5-9 КЛАССЫ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Кол-во
часов
Основные виды
деятельности
Цифровые
ресурсы
Обучение — важный процесс развития человека. Роль
знаний в развитии личности и общества. Влияние
цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие
навыков работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного
образования. Формирующиеся ценности: жизнь,
созидательный труд, патриотизм
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://
разговорыоваж
ном.рф/
1
Русский язык — государственный язык, объединяющий
многонациональную семью народов Российской
Федерации. Современное разнообразие русского языка,
изменения в устной и письменной речи под влиянием
цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь —
признак образованного человека и залог успеха в
будущем. Правила использования стилей речи в
современной коммуникации. Формирующиеся ценности:
высокие нравственные идеалы, патриотизм
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается
цифровая безопасность государства и каждого человека?
Возможности цифрового мира: как современные
технологии помогают учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир цифровых профессий: как
создаются новые технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм, права и свободы
человека
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Мирный атом — это использование атомной энергии в
мирных целях на благо человечества. Контроль
Эвристическая беседа,
просмотр
Зачем человеку
учиться?
1
1
Русский язык в
эпоху цифровых
технологий
2
Цифровой
суверенитет страны
3
4
Мирный атом.
День работника
1
Основное содержание
https://
разговорыоваж
ном.рф/
https://
разговорыоваж
ном.рф/
https://
разговорыоваж
атомной
промышленности
О творчестве. Ко
Дню музыки
5
1
Что такое
уважение? Ко Дню
учителя
6
1
Как понять друг
друга разным
поколениям?
7
8
1
О городах России.
1
распространения атомной энергии. Уникальные атомные
технологии и достижения отечественной научной школы.
Влияние экологически чистых и эффективных
источников энергии на будущее человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный
труд
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
ном.рф/
Русская культура — признанное мировое достояние
человечества. Реализация творческого потенциала
взрослых и детей. Как раскрыть свой творческий
потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние
развития современной отечественной музыки: жанры и
направления. Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным, служение Отечеству
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://
разговорыоваж
ном.рф/
Уважение — это понимание безусловной ценности
каждого человека. Осознанное уважительное отношение
к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила общения
внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формирование ответственности. О
роли педагога в воспитании личности. Формирующиеся
ценности: взаимоуважение, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Семья как ценность в жизни каждого человека, основа
любого общества. Формирование общих семейных
ценностей — залог взаимопонимания в семье.
Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена опытом. Формирующиеся
ценности: крепкая семья
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://
разговорыоваж
ном.рф/
Города России: разнообразие культур, языков и вековых
Эвристическая беседа,
https://
https://
разговорыоваж
ном.рф/
Ко Дню народного
единства
традиций. Единство народов, проживающих на
территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских городов
— изучение страниц истории Отечества. Роль
государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.
Формирующиеся ценности: единство народов России,
гражданственность
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Современное общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые
потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и
самореализации. Роль цифровых технологий в
расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать
другого человека — основа гармоничных отношений в
обществе. Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимоуважение
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Генетика и селекция — перспективные области науки,
улучшающие жизнь общества. Уникальные научные
достижения российских ученых прошлого и настоящего
в областях медицины, сельского хозяйства,
промышленности. Открытия И. В. Мичурина и их
влияние на развитие страны. Возможности для
подрастающего поколения в познании мира и личном
развитии. Формирующиеся ценности: патриотизм,
высокие нравственные идеалы
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Конфликты и трудности — естественный элемент
развития общества и каждого отдельного человека.
Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению.
Совместные усилия и внимание друг к другу как залог
преодоления трудностей. Правила разрешения
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
Общество
безграничных
возможностей
9
Селекция и
генетика. К 170летию И. В.
Мичурина
10
11
Как решать
конфликты и
справляться с
трудностями. Ко
Дню психолога
1
разговорыоваж
ном.рф/
https://
разговорыоваж
ном.рф/
https://
разговорыоваж
ном.рф/
https://
разговорыоваж
ном.рф/
Профессия —
жизнь спасать
12
13
14
15
1
Домашние
питомцы.
Всемирный день
питомца
Россия — страна
победителей. Ко
Дню Героев
Отечества
Закон и
справедливость. Ко
Дню Конституции
1
1
1
конфликтных ситуаций. Формирующиеся ценности:
взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого
человека. Профессиональные качества и навыки
спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях.
Ответственное отношение к своей и чужой жизни,
правила безопасности. Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://
разговорыоваж
ном.рф/
Роль домашних питомцев в жизни человека. Бережное
отношение к питомцам и ответственность за их жизнь —
качества владельца домашних животных. Всемирный
день питомца объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и заботы о животных.
Правила безопасности при общении с животными.
Формирующиеся ценности: милосердие
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://
разговорыоваж
ном.рф/
Герои России с древнейших времен и до современности.
Традиции героизма, мужества и решительности —
неотъемлемая часть российской идентичности и
культурного кода. День Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения за
самоотверженность и мужество. Формирующиеся
ценности: патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://
разговорыоваж
ном.рф/
Конституция Российской Федерации — основной закон
страны. Конституция закрепляет права и свободы
человека как высшую ценность. Справедливость — одна
из важнейших духовно-нравственных ценностей
российского общества. Знание законов страны как
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
https://
разговорыоваж
ном.рф/
Совесть внутри нас
16
17
18
19
1
Календарь
полезных дел.
Новогоднее
занятие
Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация
Музейное дело. 170
лет Третьяковской
галерее
1
1
1
прямая обязанность каждого гражданина России. Какие
права и обязанности есть у детей? Формирующиеся
ценности: справедливость, жизнь, достоинство, права и
свободы человека
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении
личного выбора. Влияние традиционных ценностей,
культуры и исторического опыта страны на
формирование нравственных ориентиров личности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный
труд
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://
разговорыоваж
ном.рф/
Зимние каникулы — это время не только для семейного
досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на
каникулах, чтобы провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для
своих родных и близких. Формирующиеся ценности:
крепкая семья, единство народов России, взаимопомощь
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://
разговорыоваж
ном.рф/
История развития отечественной мультипликации.
Отечественная школа мультипликации и ее достижения.
Мировое признание советских и российских
мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это
труд большой команды профессионалов. Современная
мультипликация, профессии этой сферы.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, гуманизм
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://
разговорыоваж
ном.рф/
Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как
направление государственной политики. Изучение,
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
https://
разговорыоваж
ном.рф/
реставрация и интерпретация памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей? Формирующиеся
ценности: приоритет духовного над материальным,
служение Отечеству
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Бизнес — ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу.
Современные предприниматели и их возможности в
развитии отечественной экономики и улучшении жизни
людей. Бизнес — это не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С чего начать свое
дело? О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране. Формирующиеся
ценности: коллективизм, созидательный труд
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся
представителей. Технологическое лидерство государства
и развитие науки. Как меняются научные подходы с
развитием цифровых технологий? Государственная
поддержка науки и молодых ученых. Как происходят
современные открытия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный
труд
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Дипломатия — важная сфера деятельности государства,
обеспечивающая защиту интересов государства и
российских граждан. Специфика дипломатической
работы. Диалог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки для жизни: как
научиться договариваться с окружающими людьми и
вести конструктивный диалог. Формирующиеся
ценности: историческая память и преемственность
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Как создавать свой
бизнес?
20
Есть ли у знания
границы? Ко Дню
науки
21
22
Слушать, слышать
и договариваться.
Кто такие
дипломаты?
1
https://
разговорыоваж
ном.рф/
https://
разговорыоваж
ном.рф/
https://
разговорыоваж
ном.рф/
поколений, многонациональное единство
23
Герой из соседнего
двора.
Региональный урок
ко Дню защитника
Отечества
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья
жизнь является примером для окружающих. В каждом
регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм?
Какие качества отличают героя? Формирующиеся
ценности: патриотизм, единство народов России
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
День наставника — важный государственный праздник,
который позволяет закрепить статус наставников,
подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить
ее престиж. Роль наставника в формировании и
профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной педагогики в России. Как
найти наставника? Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, созидательный труд
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Российская драматургия, опера и балет — часть
мирового наследия. Театр — целая семья разных
профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие.
Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать
актером и что для этого нужно? Развитие школьных
театров в России. Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным, созидательный труд
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и
психологическом здоровье. Какие полезные привычки
положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
1
День наставника
24
25
26
Большой. За
кулисами. 250 лет
Большому театру и
150 лет Союзу
театральных
деятелей России
Как справляться с
волнением?
1
https://
разговорыоваж
ном.рф/
https://
разговорыоваж
ном.рф/
https://
разговорыоваж
ном.рф/
https://
разговорыоваж
ном.рф/
их сформировать и придерживаться? Формирующиеся
ценности: жизнь
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Россия — одна из ведущих космических держав.
Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения
прошлого как предмет национальной гордости и
мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других
специалистов открывает для страны и всего человечества
новые горизонты. Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, историческая память
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
1
Состояние планеты — личная ответственность каждого
человека. Почему об экологии должен заботиться
каждый человек? Неосознанное потребление как причина
роста количества мусора. Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе.
Какие полезные привычки необходимо сформировать у
себя? Формирующиеся ценности: созидательный труд
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://
разговорыоваж
ном.рф/
1
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый
вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает
добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и
трудиться вместе. Умение слышать и трудиться сообща,
разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры
коллективной работы в истории страны.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://
разговорыоваж
ном.рф/
Военные песни как способ отражения истории народа.
Влияние песни на чувство сопричастности истории
народа, сохранение памяти о Великой Отечественной
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
https://
разговорыоваж
ном.рф/
65 лет триумфа. Ко
Дню космонавтики
27
28
29
30
Как мусор
получает «вторую
жизнь»?
Технологии
переработки
Что значит
работать в
команде? Сила
команды. Ко Дню
труда
Песни о войне. Ко
Дню Победы
1
https://
разговорыоваж
ном.рф/
Ценности, которые
нас объединяют
31
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
31
войне последующими поколениями. Как песни передают
чувства, эмоции и переживания создателей?
Формирующиеся ценности: единство народов России,
историческая память и преемственность поколений
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности
— это ориентир, который помогает поступать правильно
и ответственно. Традиционные ценности помогают
чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование
ценностям помогает человеку развиваться и достигать
успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных
поколений обогащают общество, но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и уважением друг к другу
существует сильный и сплоченный народ.
Формирующиеся ценности: традиционные российские
духовно-нравственные ценности
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
https://
разговорыоваж
ном.рф/