ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора
участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.Задачей педагога,
работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к
Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
в создании и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования». 7. Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1 ‒2, 3 ‒4, 5 ‒7, 8 ‒9 и 10 ‒11
классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35
учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую
позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины,
интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую
систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание
должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить
учебную и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках,
но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания,
запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что
послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При
реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует
данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития
школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания,
выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные
формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы,
дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного
гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале.
Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При
подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и
методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные
части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть — основная, третья часть —
заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала,
оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на протяжении всей жизни.
Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Почему знания влияют на всю жизнь
человека? Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современный
языковой ландшафт характеризуется изменениями в устной и письменной речи под влиянием
цифровой среды. Понимание уместности употребления тех или иных слов и форм. Грамотная,
логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается
цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как
современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в
сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные атомные
технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль распространения атомной
энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее
человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого
человека. Возможности реализации творческого потенциала взрослых и детей. Русская
культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка как вид искусства.
Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание достоинств личности.
Уважение к окружающим и чужому труду как основа гармоничного развития общества.
Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка ко взрослой жизни и
формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности. Традиции
празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизникаждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Обмен опытом между поколениями и бережное отношение друг к
другу как путь к позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур,
языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской
Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии
своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе,
принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия
в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека —
основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной
России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д.
Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и
их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира
и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и
внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных
ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным риском. Профессиональные
качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное
отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни
человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день
питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о
животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности —
неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества —
выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации
— основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую
ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей
российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина
России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от
зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных
ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не
только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. Отечественная школа
мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских
мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные мультипликационные
фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и
культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и
интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их
возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это
не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О
мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и
ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки.
Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная
поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать
ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная
сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских
граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с
окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой
— реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих.
В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник
научной педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия. Театр
— целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие
школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и
психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на
эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов.
Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих
свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд
конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты
— личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый
человек? Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические
изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль
государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это
друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает
добиться общего успеха. Как стать частью команды? Умение слышать и трудиться сообща,
разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории
страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В
них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство сопричастности
истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими
поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к
другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления
о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека,
о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о
научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать
объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять
существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток
информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному
наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и
желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с
помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования
разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные
тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления,
подбирать иллюстративный материал к тексту выступления; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать
действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной
деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры
о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной
устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными
видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
формирование первоначального представления о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными
умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта
работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений
извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным
традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе; формирование чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование первоначальных
представлений о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы;
формирование основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;
формирование первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных
занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы
России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного
наследия в России, важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего России, основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации;
развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и
явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на
материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с
доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе,
безопасного использования электронных ресурсов образовательной организации и сети
Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил
безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности
разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети
Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных
финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к
природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;
развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них,
проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений
оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов
поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания,
осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм
поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства,
честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение
слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить
примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре,
истории России, современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать
помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства, знание
общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей,
основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах,
свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных
материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение
характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать
отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении
труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и
спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных
прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая
правила честной игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-4 КЛАССЫ
№
п/п
1
2
Наименование
разделов и тем
программы
Зачем
человеку
учиться?
Русский язык
в эпоху
цифровых
технологий
Кол-во
часов
1
1
Основное содержание
Приобретение знаний на
протяжении всей жизни. Роль
знаний в развитии личности и
общества. Влияние цифровых
технологий на приобретение
знаний. Необходимость управления
человеком цифровыми
технологиями. Развитие навыков
работы в команде, уважения разных
мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного
образования. Формирующиеся
ценности: жизнь, созидательный
труд, патриотизм.
Русский язык — государственный
язык, объединяющий
многонациональную семью народов
Российской Федерации.
Современное разнообразие
русского языка, изменения в устной
и письменной речи под влиянием
цифровой среды. Правила
использования стилей речи в
современной коммуникации.
Грамотная, логичная и понятная
Основные виды
деятельности
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом
Цифровые ресурсы
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
речь — признак образованного
человека и залог успеха в будущем.
Формирующиеся ценности:
высокие нравственные идеалы,
патриотизм.
3
4
Цифровой
суверенитет
страны
Мирный атом.
День
работника
атомной
промышленно
сти
1
1
Что такое цифровой суверенитет?
Как обеспечивается цифровая
безопасность государства и
каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные
технологии помогают учиться,
работать и осваивать новые
горизонты. Мир цифровых
профессий: как создаются новые
технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы
цифрового мира. Формирующиеся
ценности: патриотизм, права и
свободы человека.
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Мирный атом — это использование
атомной энергии в мирных целях на
благо человечества. Уникальные
атомные технологии и достижения
отечественной научной школы.
Контроль распространения атомной
энергии. Влияние экологически
чистых и эффективных источников
энергии на будущее человечества.
Формирующиеся ценности:
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
патриотизм, созидательный труд.
5
6
О творчестве.
Ко Дню
музыки
Что такое
уважение? Ко
Дню учителя
1
1
Творчество — неотъемлемая часть
жизни каждого человека.
Возможности реализации
творческого потенциала взрослых и
детей. Русская культура —
признанное мировое достояние
человечества. Музыка как вид
искусства. Состояние развития
современной отечественной
музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, служение
Отечеству.
Уважение — признание достоинств
личности. Уважение к
окружающим и чужому труду как
основа гармоничного развития
общества. Правила общения внутри
семьи, школы и коллектива.
Подготовка к взрослой жизни и
формирование ответственности. О
роли педагога в воспитании
личности. Традиции празднования
Дня учителя. Формирующиеся
ценности: взаимоуважение,
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу.
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
7
Как понять
друг друга
разным
поколениям?
1
8
О городах
России. Ко
Дню
народного
единства
1
9
Общество
1
Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого
общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Обмен
опытом между поколениями и
бережное отношение друг к другу
как путь к позитивным изменениям
и взрослению. Формирующиеся
ценности: крепкая семья.
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Города России: разнообразие
культур, языков и вековых
традиций. Единство народов,
проживающих на территории
Российской Федерации.
Древнейшие города России как
хранители информации о наших
предках и культурного кода страны.
Изучение российских городов —
изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в
развитии малых городов.
Возможности граждан в развитии
своей малой родины.
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
гражданственность.
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Общество — совокупность разных
Познавательная беседа,
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
https://
безграничных
возможностей
10
Селекция и
генетика. К
170-летию И.
В. Мичурина
11
Как решать
конфликты и
справляться с
трудностями.
1
1
людей, отличных друг от друга, но
имеющих единые потребности в
любви, уважении, дружбе,
принятии и самореализации. Роль
цифровых технологий в
расширении возможностей участия
в общественных процессах.
Готовность уважительно
воспринимать другого человека —
основа гармоничных отношений в
обществе. Формирующиеся
ценности: жизнь, взаимоуважение.
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Состояние науки в современной
России. Роль генетики и селекции в
сельском хозяйстве, медицине,
промышленности и т.д. Мировое
признание достижений
отечественной научной школы.
Открытия И. В. Мичурина и их
влияние на развитие страны.
Возможности для подрастающего
поколения в познании мира и
личном развитии. Формирующиеся
ценности: патриотизм, высокие
нравственные идеалы.
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Конфликты и трудности —
естественный элемент развития
общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
конфликтов как ключ к их
разрешению. Совместные усилия и
внимание друг к другу как залог
преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных
ситуаций. Формирующиеся
ценности: взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм.
Ко Дню
психолога
12
13
Профессия —
жизнь спасать
Домашние
питомцы.
Всемирный
день питомца
1
1
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных
ситуациях. Профессия спасателя
связана с повышенным риском.
Профессиональные качества и
навыки спасателей. Поведение в
экстремальных ситуациях.
Ответственное отношение к своей и
чужой жизни, правила
безопасности. Формирующиеся
ценности: патриотизм, служение
Отечеству и ответственность за его
судьбу
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Роль домашних питомцев в жизни
человека. Ответственность, забота и
бережное отношение к питомцам.
Всемирный день питомца
объединяет людей всей планеты
для укрепления ценностей дружбы
и заботы о животных. Как
соблюдать безопасность при
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
общении с животными?
Формирующиеся ценности:
милосердие
14
15
Россия —
страна
победителей.
Ко Дню
Героев
Отечества
Закон и
справедливост
ь. Ко Дню
Конституции
1
1
Герои России с древнейших времен
и до современности. Традиции
героизма, мужества и
решительности — неотъемлемая
часть российской идентичности и
культурного кода. День Героев
Отечества — выражение
благодарности, признательности и
уважения за самоотверженность и
мужество. Формирующиеся
ценности: патриотизм, служение
Отечеству и ответственность за его
судьбу.
Конституция Российской
Федерации — основной закон
страны. Конституция закрепляет
права и свободы человека как
высшую ценность. Справедливость
— одна из важнейших духовнонравственных ценностей
российского общества. Знание
законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина
России. Какие права и обязанности
есть у детей? Формирующиеся
ценности: справедливость, жизнь,
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
достоинство, права и свободы
человека
16
Совесть
внутри нас
17
Календарь
полезных дел.
Новогоднее
занятие
18
Как создают
мультфильмы
?
1
1
1
Совесть — внутренний ориентир,
помогающий отличить добро от
зла. Ключевая роль совести в
осуществлении личного выбора.
Влияние традиционных ценностей,
культуры и исторического опыта
страны на формирование
нравственных ориентиров
личности. Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Зимние каникулы — это время не
только для семейного доcуга и
отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой:
составление календаря. Новогодние
традиции народов России. Подарки,
создание атмосферы новогодней
сказки для своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья, единство народов России,
взаимопомощь
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Отечественная школа
мультипликации и ее достижения.
Мировое признание советских и
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
российских мультипликационных
фильмов. Каждый фильм — это
труд большой команды
профессионалов. От идеи — до
экрана: как появляются
современные мультипликационные
фильмы? Формирующиеся
ценности: приоритет духовного над
материальным, гуманизм
Мультипликац
ия, анимация
19
Музейное
дело. 170 лет
Третьяковской
галерее
1
20
Как создавать
свой бизнес?
1
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Российские музеи — хранители
богатейшего материального и
нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и
культурного наследия как
направление государственной
политики. Изучение, реставрация и
интерпретация памятников
искусства. Третьяковская галерея
— крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного
достояния. Почему важно посещать
музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и
развивать школьный музей?
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, служение Отечеству
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Бизнес — ответственный выбор
человека, возможность реализовать
Познавательная беседа,
просмотр
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
свою мечту и принести пользу
обществу. Современные
предприниматели и их
возможности в развитии
отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес —
это не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С
чего начать свое дело? О мерах
поддержки молодых
предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, созидательный труд
21
Есть ли у
знания
границы? Ко
Дню науки
22
Слушать,
слышать и
договариватьс
1
1
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся
представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие
науки. Как меняются научные
подходы с развитием цифровых
технологий? Государственная
поддержка науки и молодых
ученых. Как происходят
современные открытия? Как стать
ученым? Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Дипломатия — важная сфера
деятельности государства,
обеспечивающая защиту интересов
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
государства и российских граждан.
Специфика дипломатической
работы. Диалог между
государствами как основа
международной стабильности.
Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими
людьми и вести конструктивный
диалог. Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
многонациональное единство
я. Кто такие
дипломаты?
23
24
Герой из
соседнего
двора.
Региональный
урок ко Дню
защитника
Отечества
День
наставника
1
1
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Герой — реальный человек,
живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для
окружающих. В каждом регионе
России живут выдающиеся герои,
отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм?
Какие качества отличают героя?
Формирующиеся ценности:
патриотизм, единство народов
России
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
День наставника — важный
государственный праздник,
который позволяет закрепить
статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
25
Большой. За
кулисами. 250
лет Большому
театру и 150
лет Союзу
театральных
деятелей
России
26
Как
справляться с
волнением?
1
1
наставника в формировании и
профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и
их наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной
педагогики в России. Как найти
наставника? Формирующиеся
ценности: служение Отечеству,
созидательный труд
материалом.
Российская драматургия, опера и
балет — часть мирового наследия.
Театр — целая семья разных
профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие. Почему достижения
русской театральной школы
широко используются во многих
странах мира? Как стать актером и
что для этого нужно? Развитие
школьных театров в России.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, созидательный труд
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Волнение как естественное
состояние человека перед важным
событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота
о своем физическом и
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное
состояние? Как их сформировать и
придерживаться? Формирующиеся
ценности: жизнь
27
65 лет
триумфа. Ко
Дню
космонавтики
28
Как мусор
получает
«вторую
жизнь»?
Технологии
переработки
1
1
работа с иллюстративным
материалом.
Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие
космической отрасли —
приоритетное направление
национальных проектов.
Достижения прошлого как предмет
национальной гордости и
мотивация для будущих свершений
отечественной космонавтики. Как
устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров,
летчиков и
других специалистов открывает
для страны и всего человечества
новые горизонты. Формирующиеся
ценности: служение Отечеству,
историческая память
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Состояние планеты — личная
ответственность каждого человека.
Почему об экологии должен
заботиться каждый человек
Неосознанное потребление как
причина роста количества мусора.
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды.
Развитие системы переработки
отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные
привычки необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд
29
30
Что значит
работать в
команде?
Сила
команды. Ко
Дню труда
Песни о
войне. Ко Дню
Победы
1
1
Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый
вносит свой значимый вклад в
общее дело и помогает добиться
успеха. Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех
и вместе переживать неудачу.
Примеры коллективной работы в
истории страны. Формирующиеся
ценности: коллективизм,
созидательный труд
Песни были свидетелями многих
великих событий. В них отразилась
история нашей великой страны.
Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа,
сохранение памяти о Великой
Отечественной войне
последующими поколениями. Как
песни передают чувства, эмоции и
материалом.
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
https://
разговорыоважном.рф/
https://
разговорыоважном.рф/
переживания создателей?
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
историческая память и
преемственность поколений
31
Ценности,
которые нас
объединяют
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
31
Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это
ориентир, который помогает нам
поступать правильно и
ответственно. Традиционные
ценности помогают чувствовать
себя частью единого народа,
способствуют укреплению
общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает
человеку развиваться и достигать
успеха. Уникальность каждого
человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в
сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг
к другу существует сильный и
сплоченный народ.
Формирующиеся ценности:
традиционные российские духовнонравственные ценности.
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом.
https://
разговорыоважном.рф/