Дополнительная образовательная программа театральная студия "Ш.Т.У.Р.М." (школьный театр удивительно рассказанных миниатюр) "Мир театра""

Пояснительная записка
Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы обусловлена необходимостью приобщения
учащихся к общечеловеческим ценностям средствами театральной
деятельности; формирования и развития творческих способностей
обучающихся; удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся
в нравственном и художественно-эстетическом развитии; профилактики
асоциального поведения, содействия их жизненному самоопределению; а
также выявления, развития и поддержки обучающихся, проявивших
выдающиеся способности.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
–
художественно-эстетическая,
общекультурная.
Форма организации – групповая.
Уровень освоения программы – базовый.
Новизна
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности
воспитательной работы, направленной на развитие социального интеллекта
обучающегося, его морально-нравственных качеств. В рамках модернизации
российского образования (в частности, дополнительного) изменены
концептуальные подходы и методологические установки к образовательному
процессу:
–
смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по
предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами
современных знаний и технологий по направлению деятельности;
–
изменены подходы к структуре и содержанию образовательного
процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования;
–
усовершенствована структура образовательного процесса за счет
внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское
мастерство, сценическая речь, сценическое движение.
Педагогическая целесообразность программы
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания
каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации.
Комплексная,
профессионально-ориентированная
программа
в
контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и
социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо получения
базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению
накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной
адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение
отличается практической и гуманитарной направленностью.

Отличительные особенности дополнительной образовательной
программы:
1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой
предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики
позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы,
одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические
способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через
репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы,
фестивали), творческие встречи и мастер-классы профессиональных
артистов.
Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует
развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к
познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует
успешной социализации.
2. Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с
учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.
3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею
творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их
профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных
заведениях.
4.
Реализация
программы
в
режиме
сотрудничества
и
демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для
каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный
продукт (в виде миниатюры или спектакля).
5.
Личностно-ориентированный
подход
к
образованию
с
использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению
и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.
Адресат программы
Программа адресована детям от 8 до 17 лет без гендерного деления.
Целесообразность разновозрастного состава группы обоснована спецификой
работы разновозрастного коллектива, в том числе – расширение палитры
сценических образов. Для обучения принимаются все желающие через
номинальную систему прослушивания, используемую скорее в качестве
знакомства, нежели соревнования. Количество учащихся в группе не
превышает 30 человек.
Объем и срок освоения программы
1 год обучения – 136 часов.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения – 4 часа в неделю.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Основной
формой
организации
образовательного
процесса
является групповое занятие.

Программой предусмотрено вариативное использование других форм
организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью,
репетиции и театральные выступления.
Цель программы: приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
средствами театральной деятельности, профилактика асоциального
поведения, содействие их жизненному самоопределению.
Задачи программы:
– обучить воспитанников основам театральной деятельности;
– сформировать навыки актёрского мастерства;
– развить творческие артистические способности детей;
– воспитывать социальную активность личности воспитанника;
– развить
коммуникативные
и
организаторские
способности
воспитанника;
– сформировать художественно- эстетический вкус;
– развить самостоятельность, ответственность, инициативность;
– сформировать общественную активность личности, гражданскую
позицию, культуру общения и поведения в социуме.
Содержание программы
Программа включает 5 основных разделов. Все тематические блоки
взаимосвязаны между собой. От занятия к занятию меняется уровень
постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению
осознанной творческой задачи).
Раздел 1 «Основы театральной культуры» направлен на ознакомление с
историей возникновения театра, профессиональной терминологией,
культурой восприятия театрального искусства, этикетом. Для успешного
усвоения материала используются: беседа, наглядный материал, аудио и
видеоматериалы, проектная деятельность, посещение спектаклей, экскурсии.
Форма оценки знаний проходит в виде тестов, викторин, конкурсов, защиты
проектов.
Раздел 2 «Техника и культура речи» включает в себя работу над техникой
речи в виде речевого тренинга и работу над литературно-художественным
текстом. В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия
мышечных зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания,
работа над дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи.
Для этого используются специальные упражнения и речевые тренинги.
Речевые тренинги выполняются в группе или по подгруппам. При работе над
литературным текстом проводятся групповые и индивидуальные занятия. На
занятиях
используются
произведения
фольклора,
стихотворения,
прозаические отрывки, произведения русских и зарубежных авторов,
аудиозаписи мастеров художественного чтения.
Раздел 3 «Ритмопластика» направлен на обучение навыкам освобождения
мышц, снятия зажимов, развития пластичности. Упражнения тренинга
направлены на максимальное развитие возможностей человеческого тела,

учат саморегуляции, концентрации и расслаблению. Обучающиеся должны
уметь передать пластическую форму живой природы и неживого мира,
коллективно и индивидуально передавать заданный ритм. Упражнения
тренинга построены по индивидуально-групповому методу обучения.
«Пластический образ персонажа» включает пластические импровизации и
этюды, помогающие передать характерный образ того или иного сказочного
героя. На занятиях используются музыкальные произведения, репродукции,
просмотр видеофильмов, которые помогают погрузиться в собственный мир
воображения, освободить свое тело от зажимов и перейти к рождению
движения. Полученные навыки в работе над освобождением мышц и
пластической выразительностью тела применяются учащимися в работе над
созданием образа персонажа. А также в гармонизации взаимодействия своего
тела, рационального и эмоционального аппарата.
Раздел 4 «Актерское мастерство» направлен на развитие психофизических
свойств личности (внимание, воображение, память) и освоение навыков
актерского мастерства. Последовательность распределения материала
помогает учащимся направить свое внимание в творческое русло, снять
зажимы и комплексы, подготовить для работы в творческом коллективе,
открыть поведение (действие) как основной материал актерского поведения.
В процессе всего обучения используются общеразвивающие игры,
специальные театральные игры и упражнения, направленные на развитие
внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера.
Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу.
Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые. Тема
«Сценическое действие». От упражнений на развитие внимания,
воображения обучающиеся переходят к освоению законов сценического
действия. Сначала это упражнения на память физических действий, затем –
этюды. На этюдах и в специальных упражнениях отрабатываются логика
словесных и бессловесных действий, логика общения и взаимодействия. Все
упражнения направлены на освоение главного языка сцены – языка действия.
Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Задача
педагога сделать эти упражнения приемлемыми для данного возраста
учащихся и вложить в эти этюды мысль о необходимости самостоятельного
анализа.
Раздел 5 «Работа над спектаклем» является своеобразным итогом в
применении полученных умений и навыков в работе над спектаклем.
Основной источник для постановок – авторские сценарии участников
коллектива,
а
также
произведения
художественной
литературы
отечественных и зарубежных авторов. Для выбора постановочного материала
важно привить детям хороший художественный вкус. Постановка спектакля
является итогом творческой работы коллектива. От текста – к действию на
сценической площадке, от действия к последующему, более глубокому
анализу пьесы, к наблюдениям, анализу аналогичных жизненных явлений и
возвращение к творческим пробам – путь работы над сценическим
воплощением пьесы. Основная форма работы - репетиционная. Главная цель

этого раздела – ввести детей в атмосферу пьесы, пробуждая фантазию и
воображение, научить определять событийный ряд и выстраивать логику
поведения персонажа.
Раздел 1. Основы театральной культуры. (20 часов)
1.1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория. Знакомство с программой, темами и формами занятий. Общие
сведения о курсе программы. Знакомство с коллективом. Особенности
занятий в театральной студии. Обсуждение плана работы на год. Требования
к знаниям и умениям, форме одежды и обуви. Требования к нормам
поведения.
Практика. Игра «Давайте познакомимся!», игра на внимательность
«Найди отличия». Форма контроля: наблюдение, опрос, анализ работы
педагогом, творческие задания.
1.2. Зарождение искусства. (2 часа)
Теория. Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение
искусства. Просмотр презентации, видеофильма.
Практика. Игра «Путешествие на машине времени», театр-экспромт
«Охота на мамонта».
Форма контроля: наблюдение, выполнение творческого задания.
1.3. Театр как вид искусства. (2 часа)
Теория. Виды искусства. Театр как вид искусства. Особенности
театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и
жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства».
Практика. Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр,
драматический театр, театр оперы и балета). Игра «Что случилось?»,
викторина о театральных жанрах.
Форма контроля: наблюдение, игра.
1.4. Театр Древней Греции. (2 часа)
Теория. Представления в честь Дионисия. Мифологические основы
представлений.
Устройство
древнегреческого
театра.
Маски
древнегреческого театра. Драматургия Древней Греции. Основные жанры.
Презентация «Театр Древней Греции».
Практика. Чтение отрывков из драматургических текстов. Театрэкспромт «Театр Древней Греции».
Форма контроля: наблюдение, тест.
1.5. Русский народный театр. (2 часа)
Теория. Народные обряды и игры. Скоморошество. Народная драма.
Церковный, школьный театр. Создание профессионального театра.
Презентация «Русский народный театр».
Практика. Инсценировка «Ярмарка с Петрушкой» с элементами
ряженья и кукольного театра.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
1.6. Театр и зритель. (2 часа)

Теория. Этикет в театре. Культура поведения. Анализ постановки.
Практика. Выполнение рисунка «Театр». Викторина «Этикет в театре».
Форма контроля: выполнение рисунка, беседа, викторина.
1.7. Театральное закулисье. (2 часа)
Теория. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала.
Театральные профессии.
Практика. Экскурсия в Казачий театр.
Форма контроля: наблюдение, опрос, обсуждение.
Раздел 2. Техника и культура речи. (32 часа)
2.1. Речевой тренинг. (22 часа)
Теория. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос.
Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные.
Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы
голоса. Полётность голоса.
Практика.
Речевой
тренинг:
дыхательная
гимнастика.
Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ.
Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик
голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихотворения.
Форма контроля: наблюдение, выполнение заданий, анализ.
2.2. Работа над литературно-художественным произведением. (10
часов)
Теория. Орфоэпия. Нормы произношения. Говорим правильно. Логикоинтонационная структура речи. Интонация, паузы, логические ударения.
Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения
фольклора). Выбор произведения. Индивидуальная и групповая работа над
выбранным материалом. Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ
творческой работы. Конкурс чтецов.
Форма контроля: наблюдение, выполнение заданий, беседа,
обсуждение.
Раздел 3. Ритмопластика. (16 часов)
3.1. Пластический тренинг. (12 часов)
Теория. Пластическая выразительность.
Практика.
Ритмопластический
тренинг: Осанка.
Построение
позвоночника. Развитие индивидуальности. Коммуникабельность и
избавление от комплексов. Разминка, настройка, освобождение мышц от
напряжения и зажимов, релаксация.
Форма контроля: упражнения, творческие показы, обсуждение.
3.2. Пластический образ персонажа (4 часа)
Практика. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное
восприятие музыки через пластику тела. Пластический образ живой и
неживой природы. Просмотр документального фильма о природе, животных.
Пластические импровизации на музыкальную тему. Пластические
импровизации на смену настроения. Пластические импровизации на
передачу образа животных.
Форма контроля: упражнения, творческие показы, обсуждение.

Раздел 4. Актерское мастерство. (22 часа)
4.1. Организация внимания, воображения, памяти. (10 часов)
Теория. Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и
комплексов. Развитие фантазии и воображения. Переживание. Слияние с
образом персонажа.
Практика. Актерский тренинг. Общеразвивающие и театральные игры
и упражнения. Упражнения на коллективность творчества.
Форма контроля: наблюдение, упражнения, опрос, анализ работ
педагогом.
4.2. Сценическое действие. (12 часов)
Теория. Действие – язык театрального искусства. Целенаправленность
и логика действия. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в
предлагаемых обстоятельствах». Этюд. Виды этюдов. Элементы
бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Жест. Работа над
формой. Парное взаимодействие. Приёмы сценического боя. Работа с
предметом и на предмете.
Практика. Практическое овладение логикой действия. Упражнения и
этюды. Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы.
Анализ. Показ и обсуждение.
Форма контроля: беседа, упражнения, этюды, показ и обсуждение.
Раздел 5. Работа над спектаклем. (56 часов)
5.1. Выбор и анализ пьесы. (4 часа) Теория. Определение темы пьесы.
Основная идея пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события,
событийный ряд. Основной конфликт. Анализ пьесы по событиям.
Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения,
целей героев. Выстраивание логической цепочки.
Практика. Работа за столом. Чтение пьесы. Обсуждение пьесы. Что
понравилось. Какие вызвала чувства.
Форма контроля: беседа, обсуждение.
5.2. Работа над спектаклем. (52 часа)
5.2.1. Работа над отдельными эпизодами. (28 часов)
Практика. Творческие этюдные пробы. Показ и обсуждение.
Распределение ролей. Составление графика репетиций. Работа над
отдельными сценами. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
Репетиции в сценической выгородке. Групповая, индивидуальная работа.
Форма контроля: показ, обсуждение, анализ.
5.2.2. Выразительность речи, мимики, жестов. (6 часов)
Практика. Работа над созданием образа, выразительностью и
характером персонажа. Поиск выразительных средств и приемов. Выбор
музыкального оформления. Подбор грима.
Форма контроля: показ, обсуждение, анализ.
5.2.3. Прогонные и генеральные репетиции. (12 часов)
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на
результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и
таланта. Форма контроля: показ, обсуждение, анализ.

5.3. Показ спектакля зрителям. (4 часа)
Практика. Премьера. Показ спектакля зрителям. Анализ показа
спектакля.
Форма контроля: анализ выступлений.
Планируемые результаты:
В результате реализации программы каждый воспитанник должен:
Знать:
– историю театра и театрального искусства;
– теоретические основы актёрского мастерства;
– этапы работы над спектаклем;
– законы сценического действия;
– теоретические основы сценической речи;
– принципы построения литературной композиции.
Уметь:
– воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
– представлять движения в воображении и мыслить образами;
– находить верное органическое поведение в предлагаемых
обстоятельствах;
– самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
– самостоятельно анализировать постановочный план;
– создавать точные и убедительные образы;
– самостоятельно накладывать грим согласно образа;
– выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
– владеть элементами внутренней техники актера;
– правильно выполнять упражнения актерского тренинга и проводить
тренинги в группе;
– самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды.
Владеть:
– элементами внутренней и внешней техники актёра;
– приёмами аутотренинга и релаксации;
– словесным действием в спектакле;
– трюковой техникой;
– сценической пластикой;
– речевым общением;
– скульптурно – объёмными приёмами гримирования.

Учебно-тематический план
Количество часов
Раздел
Основы театральной культуры
Техника и культура речи
Ритмопластика
Актерское мастерство
Работа над спектаклем
Всего

всего

теория

практика

14

6

8

32

4

28

16

2

14

22

4

18

52

2

50

136

22

114

форма
контроля
Опрос
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа

Календарный учебный график
№
Тема занятия
Количество
Дата
Форма
Форма
п/п
часов
проведения
проведения
контроля
Комбинированное Наблюдение,
1 Вводное занятие.
2
Инструктаж.
опрос.
Театральные игры.
Комбинированное Наблюдение,
2 Зарождение
2
искусства.
выполнение
творческого
задания.
как
вид
Комбинированное Наблюдение,
3 Театр
2
искусства.
игра
Древней
Комбинированное Наблюдение,
4 Театр
2
Греции.
обсуждение
Комбинированное Наблюдение,
5 Русский народный
2
театр.
обсуждение
Комбинированное Выполнение
6 Театральное
2
закулисье.
рисунка,
беседа,
викторина.
Комбинированное Наблюдение,
7 Театральное
2
закулисье.
опрос,
обсуждение.
Комбинированное Наблюдение,
8 Рождение звука.
2
Строение речевого
выполнение
аппарата. Дыхание
заданий,
и голос. Речевой
анализ.
тренинг.
Комбинированное Наблюдение,
9 Постановка
2
дыхания.
выполнение
Артикуляция и
заданий,
дикция. Речевой
анализ.
тренинг.

Звукоряд. Гласные,
согласные.
Свойства голоса.
Речевой тренинг.
Тон. Тембр.
Интонация.
Речевой тренинг.

2

Практика

2

Практика

Расширение
диапазона и силы
голоса. Полётность
голоса. Речевой
тренинг.
Дыхательная
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика:
упражнения для
языка, челюсти,
губ.
Дыхательная
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика:
упражнения для
языка, челюсти,
губ.
Дыхательная
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика:
упражнения для
языка, челюсти,
губ.
Артикуляционная
гимнастика.
Чистоговорки,
скороговорки.
Артикуляционная
гимнастика.
Потешки,
небылицы.
Артикуляционная
гимнастика.
Стихотворения.

2

Практика

2

Практика

Наблюдение,
опрос,
выполнение
заданий.

2

Практика

Наблюдение,
опрос,
выполнение
заданий.

2

Практика

Наблюдение,
опрос,
выполнение
заданий.

2

Практика

19

Работа над
литературно
художественным
произведением.

2

20

Работа над

2

10

11

12

13

14

15

16

17

18

2

2

Наблюдение,
опрос,
выполнение
заданий.
Наблюдение,
опрос,
выполнение
заданий.
Наблюдение,
опрос,
выполнение
заданий.

Наблюдение,
опрос,
выполнение
заданий.
Практика
Наблюдение,
опрос,
выполнение
заданий.
Практика
Наблюдение,
опрос,
выполнение
заданий.
Комбинированное Наблюдение,
выполнение
заданий,
беседа,
обсуждение.
Практика
Наблюдение,

литературнохудожественным
произведением.
21

Работа над
литературнохудожественным
произведением.

2

22

Работа над
литературнохудожественным
произведением.

2

23

Работа над
литературнохудожественным
произведением.

2

24

Пластическая
выразительность.
Ритмопластический
тренинг.
Ритмопластический
тренинг.

2

26

Ритмопластический
тренинг.

2

27

Ритмопластический
тренинг.

2

28

Ритмопластический
тренинг.

2

29

Ритмопластический
тренинг.

2

30

Пластический
образ персонажа.
Музыка, движение,
темп, ритм.
Пластический
образ персонажа.
Пластические
импровизации.
Внимание.

2

25

31

32

2

2

2

выполнение
заданий,
беседа,
обсуждение.
Практика
Наблюдение,
выполнение
заданий,
беседа,
обсуждение.
Практика
Наблюдение,
выполнение
заданий,
беседа,
обсуждение.
Практика
Наблюдение,
выполнение
заданий,
беседа,
обсуждение.
Комбинированное Упражнения,
творческие
показы,
обсуждение.
Практика
Упражнения,
творческие
показы,
обсуждение.
Практика
Упражнения,
творческие
показы,
обсуждение.
Практика
Упражнения,
творческие
показы,
обсуждение.
Практика
Упражнения,
творческие
показы,
обсуждение.
Практика
Упражнения,
творческие
показы,
обсуждение.
Практика
Упражнения,
творческие
показы,
обсуждение.
Практика
Упражнения,
творческие
показы,
обсуждение.
Комбинированное Наблюдение,

Воображение.
Память. Актёрский
тренинг.
33

Внимание.
Воображение.
Память. Актёрский
тренинг.

2

34

Актёрский тренинг.

2

35

Актёрский тренинг.

2

36

Актёрский тренинг.

2

37

Сценическое
действие.

2

38

Сценическое
действие.

2

39

Сценическое
действие.

2

40

Сценическое
действие.

2

41

Сценическое
действие.

2

42

Сценическое
действие.

2

упражнения,
опрос, анализ
работ
педагогом.
Комбинированное Наблюдение,
упражнения,
опрос, анализ
работ
педагогом.
Практика
Наблюдение,
упражнения,
опрос, анализ
работ
педагогом.
Практика
Наблюдение,
упражнения,
опрос, анализ
работ
педагогом.
Практика
Наблюдение,
упражнения,
опрос, анализ
работ
педагогом.
Комбинированное Беседа,
упражнения,
этюды, показ
и
обсуждение.
Практика
Беседа,
упражнения,
этюды, показ
и
обсуждение.
Практика
Беседа,
упражнения,
этюды, показ
и
обсуждение.
Практика
Беседа,
упражнения,
этюды, показ
и
обсуждение.
Практика
Беседа,
упражнения,
этюды, показ
и
обсуждение.
Практика
Беседа,
упражнения,
этюды, показ

43
44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

Выбор и анализ
пьесы
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Работа над
отдельными
эпизодами.
Выразительность
речи, мимики,
жестов.
Выразительность
речи, мимики,
жестов.

2
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

и
обсуждение.
Комбинированное Беседа,
обсуждение.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.
Практика
Показ,
обсуждение,
анализ.

60

61
62
63
64
65
66

67
68

Выразительность
речи, мимики,
жестов.
Прогонные
репетиции.
Прогонные
репетиции.
Прогонные
репетиции.
Прогонные
репетиции.
Прогонные
репетиции.
Генеральные
репетиции.

2

Практика

2

Практика

Показ,
обсуждение,
анализ.
Наблюдение.

2

Практика

Наблюдение.

2

Практика

Наблюдение.

2

Практика

Наблюдение.

2

Практика

Наблюдение.

2

Практика

Показ спектакля
зрителям.
Показ спектакля
зрителям.

2

Практика

2

Практика

Практический
показ,
наблюдение
Анализ
выступлений
Анализ
выступлений

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в актовом зале с использованием светового и звукового
оборудования.
В актовом зале находятся костюмерная и гримерная комнаты, оборудованные
шкафами и стеллажами для хранения декораций, костюмов и реквизита.
Актовый зал оснащен
ноутбуком, экраном, колонками, мониторами,
микшерным пультом, набором радиомикрофонов.
Методическое обеспечение
Программа обеспечена методическими видами продукции:
тренингами, беседами, экскурсиями, конкурсами, фестивалями.
Методические материалы
Методическое
обеспечение
дополнительной
общеразвивающей программы:
№
п/п

1

Название раздела

Основы
культуры

играми,

общеобразовательной

МатериальноФормы,
техническое
методы,
оснащение,
приемы
дидактико
обучения
методический
материал
театральной Сцена, звуковое, Беседа
световое

Формы
подведения
итогов

Опрос

2

Техника и культура речи

3

Ритмопластика

4

Актерское мастерство

5

Работа над спектаклем

оборудование
Сцена, звуковое,
световое
оборудование
Сцена, звуковое,
световое
оборудование
Сцена, звуковое,
световое
оборудование
Сцена, звуковое,
световое
оборудование

Тренинг.

Творческая
работа (этюд)

Тренинг.

Творческая
работа (этюд)

Тренинг.

Творческая
работа (этюд)

Репетиция

Творческая
работа (этюд)

Список литературы
1. Андрачников С. Г. Теория и практика сценической школы. – М.:
Просвещение, 2006.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение,
2004.
3. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки Станиславского. – М.: Луч, 2001.
4. Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств: учебное пособие. –
Санкт-Петербург: Лань : Планета музыки, 2021.
5. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: ЕЁ Медиа, 2025.
6. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. – М.: Советская Россия, 2006.
7. Корогодский З. Я. Начало. – СПб, 2005.
8. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. – М.: Принт, 2004.
9. Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. – М.: Сфера, 2002.
10. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. –
М.: Просвещение, 2006.
11. Станиславский К. Работа актера над собой. – М.: АСТ, 2023.
12. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской
культуры педагога. – М.: Социум, 2000.
13. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг.
Методическая разработка. – Саратов: СГАКИ, 2009.
14. Товстоногов Т. А. Зеркало сцены. – Л.: Наука, 1980.
15. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М.:
Педагогический поиск, 2005.
16. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М: Просвещение, 2004.
17. Эфрос А. В. Профессия: режиссер. – М.: Литература для детей, 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».