Учебный курс Культура народов России

Пояснительная записка
В современном мире особое значение приобретает культурологическое воспитание
школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам,
готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об
особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Российское государство – союз многих народов, каждый из которых имеет свою многовековую
историю, культуру, традиции и обычаи. Конституция РФ признает национальное и
конфессиональное многообразие российского общества, гарантирует уважение к людям любого
вероисповедания и национальной принадлежности.
Существование государства, общества, системы образования невозможно без учета всех
перечисленных особенностей современного общества. Поэтому школьники должны приобретать
устойчивые нравственные ориентиры, усваивать правила общественной жизни, нормы морали.
Цели и задачи:
- развитие представлений школьников о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в
жизни людей;
- формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих
целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на
ступени основной школы;
- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и
поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и
согласия;
– развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного
отношения к людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой;
– воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли
религий в развитии культуры общества и конкретного человека;
- воспитание способности к восприятию накопленной разными народами
духовно-нравственной культуры;
- осознание того, что человеческое общество и
конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к
нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному;
- формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности
зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные,
семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и
межнациональных отношений;
- осознание того, что современная духовно-нравственная культура является
наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре,
общенародных праздниках и религиозных обрядах;
- формирование убеждения в том, что отношение к члену общества
определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а
нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважением
к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
«Культура народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного
процесса и тесно связано с содержанием других предметных областей, прежде всего,
обществознанием, литературой, историей, изобразительного искусством.
Занятия курса проводятся 1 час в неделю, всего 34 часа.
Результаты изучения содержания курса
Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким
должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что
необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные
ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой
вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии и культурные
особенности разных народов;
- умение различать народы, описывать памятники культуры и культурные традиции, используя
основные и дополнительные источники информации;
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в
соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии
с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения,
выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог, работать в
коллективе;
- умение проводить поиск информации в научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и
музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять
результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь, культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам;
- овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
построение рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров.
Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то,
что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или
религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям,
бережное отношение к своей родной культуре;
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире;
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания;
- принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Содержание программы
Россия – наша Родина. Природные и географические особенности России. Форма правления.
Органы власти. Форма территориального устройства. Административное деление РФ.
Государственная символика РФ. Русский язык – государственный язык РФ. Москва – столица
России. РФ – многонациональное и многоконфессиональное государство. Крупные города.
Россия – многоконфессиональное государство.
Особенности многоконфессионального
государства.
Традиционные религии народов России. Христианство. Ислам. Буддизм. Иудаизм. История
возникновения и распространения мировых религий на территории России. Народы, исповедующие
эти религии.
Жизнь Иисуса Христа. Библейские истории о рождении и жизни Иисуса Христа.
Крещение Руси.
История принятия христианства князем Владимиром. Распространение
православной веры.
Войдем в православный храм. Православный храм. Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон.
Храмы России. Храм Василия Блаженного. Храм Христа Спасителя. Храм Покрова на Нерли и
другие.
Монастыри России. Соловецкий монастырь. Ферапонтов монастырь. Кирилло-Белозерский
монастырь. Новоиерусалимский монастырь.
Православные иконы. Владимирская икона Божией матери. Казанская икона Божией материи и
другие.
Жизнь великого Будды. Рождение и детство Будды. Особенности его воспитания.
Войдем в буддийский храм. Буддийский храм – место ритуальных обрядов и молений. Внешний и
внутренний вид буддийского храма.
Культурные традиции буддизма. Культурные особенности буддизма. Искусство танка.
Жизнь пророка Мухаммеда. Основные факты и события из жизни Пророка Мухаммеда.
Войдем в мечеть. Исповедующие ислам приходят в мечеть для молитвы и поклонения Всевышнему.
Внешний вид и внутреннее убранство мечети.
Культура ислама. Вклад мусульман в развитие культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Исламский календарь.
Войдем в синагогу. Синагога – место молитвенных собраний евреев. Особенности внешнего вида и
внутреннего убранства синагоги.
Иудаизм и культура. Тора – Пятикнижие Моисея. Еврейский календарь.
Народные праздники. Масленица. Троица. Иван – Купала. Праздник Коляды. Святки. Новый год.
Шмуэль-тряпичник. Цаган Сар – калмыцкий праздник весны. Навруз – день встречи Нового года и
праздник весны. Пурим – еврейский праздник радости и ликования.
Религиозные праздники. Рождество – праздник рождения Иисуса Христа. Пасха – день Святого
воскресения. Курбан-байрам. День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. Весак – день
рождения, просветления
и ухода из человеческой жизни Будды.
Государственные праздники. День России. День защитника Отечества. Международный женский
день. День народного единства и согласия. День Конституции.
Дни воинской славы России. Памятные даты в истории России.
Знаменитые сражения Великой Отечественной войны. Московская битва. Сталинградская битва.
Сражение на Курской дуге. Героическая блокада Ленинграда.
Герои войны – наши земляки. Герои ВОВ – уроженцы Волгограда.
Великая Отечественная война в стихах. Стихи о Великой Отечественной войне.
Песни Великой Отечественной войны. Песни о Великой Отечественной войне.

Великие имена в истории культуры России. Знаменитые российские ученые, писатели, художники,
музыканты.
Вклад наших земляков в Отечественную культуру. Знакомство с деятельностью известных людей
нашего края. Волгоград – родина и место жительства многих известных писателей, художников,
внесших свой вклад в развитии отечественной культуры.
Достопримечательности города Волгограда. Знаменитые памятники культуры Волгограда.
Исторические места Волгограда.
Олимпийские игры в Сочи 2014 г. Сочи - столица зимней Олимпиады 2014 г. Стадионы и
спортивные площадки. Талисманы Олимпиады. Российская сборная. Призеры Олимпиады.
Хранить память предков. Восстановление и сохранение памятников духовной культуры, охрана
исторических памятников, связанных с разными религиями. Знаменитые музеи и картинные галереи
России.
Защита проектов. Защита проектов учащимися.
Итоговое занятие. Подведение итогов
Темы проектов
6 класс
 Мой любимый праздник.
 Герои ВОВ в моей семье.
 Московская Олимпиада 80.
 Награды ВОВ.
 Храмы и церкви города Волгограда.
 Мой знаменитый земляк.
 Православные святые.
 Знаменитые полководцы России.
 Военный орден в моей семье.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».