Рабочая программа учебного курса Краеведение 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует ознакомлению с родным краем, изучая местную флору и фауну, памятники природы областного и местного значения, экологическое
состояние природного ландшафта. Особое внимание обращено на антропогенный фактор
воздействия на окружающую среду, рассматриваются меры по охране природы родного
края.
Программа учебного курса «Краеведение» предназначена для обучающихся 7 классов.
Цели программы:




Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах области.
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе наблюдения за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний.
Воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры

Задачи программы:





Ознакомление с актуальностью проблемы сохранения в мире, стране, области,
Освоение знаний об основных жизненных формах, видах, экологических группах
растений, грибов, лишайников, о необходимых мерах их охраны, рационального использования хозяйственно-ценных видов в регионе
Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, природных сообществах области для обоснования мер их защиты
Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края

Учебный курс «Краеведение» является частью учебного плана школы, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Введение (2 часа)




Биоразнообразие природы Волгоградской области.
Проблема сохранения биоразнообразия.
История изучения природы Волгоградской области

Тема 2. Краткая физико-географическая характеристика территории Волгоградской области (3часа)




Географическое положение, рельеф Волгоградской области.
Климат. Поверхностные и подземные воды.
Ландшафты и природные зоны Волгоградской области.

Тема 3. Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Волгоградской области (8 часов)









Жизненные формы и экологические группы растений Волгоградской области.
П/Р «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке»
Жизненные формы и экологические группы растений степей и полупустынь.
П/Р «Определение по гербарию жизненных форм растений степей и полупустынь»
П/Р «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений
леса»
Искусственные растительные сообщества городов и поселков Волгоградской области
Жизненные формы растений водоемов и солончаков.
Голосеменные растения Волгоградской области

Тема 4. Основные систематические группы травянистых растений Волгоградской области.
Биоразнообразие грибов и лишайников (8 часов)









Систематика покрытосеменных. Структура определителей и определительных карточек.
П/Р «Характеристика растений семейства Розоцветные»
П/Р «Характеристика растений семейства Бобовые»
П/Р «Характеристика растений семейства Сложноцветные»
П/Р «Характеристика растений семейства Луковые и Лилейные»
П/Р «Характеристика растений семейства Мятликовые»
Съедобные и ядовитые грибы Волгоградской области.
Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников Волгоградской области.

Тема 5. Животный мир Волгоградской области (4 часа)





Животные степей и полупустынь.
Животные древесно-кустарниковых насаждений.
Животные водоемов и околоводных пространств.
Защита презентаций «Зоологический музей»

Тема 6. Редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники Волгоградской области (5 часов)





Основные категории редких и охраняемых растений, грибов, лишайников
Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников и животных Волгоградской области.
Охраняемые территории Волгоградской области: природные парки, памятники природы, заказники
О чем говорят названия на карте Волгоградской области.

Тема 7. Экскурсии (3 часа)




Экскурсия на водоем
Экскурсия в степь.
Экскурсия в парк.

Резервный час (1 час)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:

воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию,

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о целостности природы,

формирование толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах,

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты:

формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

формирование умения работать с различными источниками биологической
информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями
справочниками, анализировать и оценивать информацию

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной
и познавательной деятельности

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать
и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
 объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия
популяций, видов, сообществ в мире, стране, области

объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области

определять по гербариям древесные и кустарниковые породы растений, травянистые растения

сравнивать растения, грибы, лишайники различных систематических экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям

оформлять результаты экскурсий
 формулировать выводы на основе собранного материала
 давать характеристику растениям разных систематических групп

прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие области
 -применять знания для обоснования мер охраны видов, природных сообществ
 - использовать знания для разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников области.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 знание основных правил поведения в природе;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
 соблюдение правил работы с приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями;
5. В эстетической сфере:
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1.

Наименование разделов и тем программы

Всего

3.

4.

5.

Библиотека ЦОК

Краткая физико-географическая характеристика территории Волгоградской области
Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Волгоградской области
Основные систематические группы травянистых растений Волгоградской области. Биоразнообразие
грибов и лишайников

7.

0

0

https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК

3

0

0

https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК

8

0

3

https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК

8

0

5

Животный мир Волгоградской области

https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК

4
6.

Практические
работы

Введение
2

2.

Контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

0

0

Редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники
Волгоградской области

5

0

0

Экскурсии

3

0

0

https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418886
8

Резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0

0

34

0

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».