Программа курса внеурочной деятельности Семьеведение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа курса «Семьеведение» ориентирована на
учащихся 5-х классов и разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утверждѐнный Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.09 №373

Рабочие программы. «Семьеведение» Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя,
И.Ф.Смирнова
Цель курса: подготовка к семейной жизни, формирование представлений о
семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором
проходит основная часть жизни человека
Задачи:
– способствовать формированию убеждения о важности семьи, о святости
понятия «семья», необходимости беречь ее;
– способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости
за их достижения;
– способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни
человека и общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному
отношению к членам семьи;
– развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи;
– раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения
счастливой семьи;
– определить роль членов семьи;
– способствовать формированию самостоятельности в решении семейных
проблем;
– добиться понимания учениками значения как самого труда в семье для
удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так
и важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации;
– - познакомить учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд
– и ведение домашнего хозяйства;
– формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство;
– способствовать формированию культурного поведения в семье;
– познакомить с правилами, которых должен придерживаться рачительный
хозяин и помочь овладеть ими;
– побудить учащихся
к изучению истории своей семьи, ее традиций,
бережному их сохранению, составления родословной своей семьи;
– способствовать воспитанию уважительного отношения к пожилым членам
семьи;
– снижение асоциального поведения среди подростков;
– формирование у учащихся основных представлений о семейной жизни;
– содействие усвоению учащимися собственной
системы
семейных
ценностей;

способствовать формированию бережного отношения к
семейным
документам и семейным реликвиям;
– пробуждение у учащихся желания создать крепкую, счастливую семью;
– дать основы знаний по практической генеалогии и смежных с ней дисциплин;
– прививать основные умения исследовательской работы;
– научить приемам оформления генеалогической информации, приемам
исследования разных генеалогических источников;
– научить правилам оформления исследовательской работы
– способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного
отношения к семейно-родовой истории.
– развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями,
формирование гуманных отношений между детьми и родителями;
– формирование убеждения о важности семьи в жизни человека, укрепить
привязанность к членам своей семьи;
– научить гордиться их достижениями, оказывать помощь старшим, заботиться
о младших и стариках.
Общая характеристика курса
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики,
морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения,
сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды,
обучения и воспитания здорового образа жизни. Занятия проводятся в форме
лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим
занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование,
игровое моделирование.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и
поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами,
правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути
является человек.
–

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Семьеведение» в 5-х классах отводится 34 часа в год,
из расчёта 1 час в неделю. Программа реализуется на классных часах.
Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение
материала, анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие
с элементами практической работы, исследование, поиск, беседы, методы
театрализации, игрового моделирования, опросы. Изучаются методы
самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно-психологическом
плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию
настроения, и т.д.
Виды деятельности разнообразны: изобразительная, художественная,
графическая, чтение, работа со справочным и архивным материалом.
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:

в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время
занятий, проверка их исследовательских работ;

в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися
своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в

группе;

в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются
личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с
учащимися и их родителями.
Формы подведения итогов реализации факультативной образовательной
программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление
летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки
У учащихся продолжится формирование ряда личностных качеств: любви к
своей семье, к ее истории, гордости за еѐ достижения, за свою семью и предков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:

овладение навыкам составления герба семьи;

овладение навыкам составления генеалогического древа семьи;

овладение приёмам общения с членами семьи;

формирование навыка
поиска информации и надлежащим образом её
оформлять;

формирование навыка работы в группах;

овладение
приѐмам саморегуляции и конструктивного
решения возникающих в семейной жизни проблем;

понимание важности значения семьи в жизни человека и общества;

понимание ценности семейной жизни, уважительно относиться к членам
семьи;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
–
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
–
проговаривать последовательность действий на уроке.
–
учиться высказывать своѐ предположение.
–
учиться работать по предложенному учителем плану.
–
самостоятельно формулировать тему и цели урока.
–
оставлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
–
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность.
Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план,
таблицу, схему, подробно пересказывать небольшие тексты;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли;

коммуникативных задач;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку
зрения,

быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.
Предметные результаты:
–
знание истории своей семьи и своего рода в целом;
–
знание основных понятий курса;
–
знание системы родства и свойства, термины русского родства;
–
знание происхождения имен и фамилий;
–
знание функций и виды семей;
–
знание признаков счастливой семьи, принципы существования и
сохранения счастливой семьи;
–
знание навыков культурного поведения в семье;
–
значение труда, важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в
организации труда, правила ведения домашнего хозяйства;
–
знание традиций своей семьи, семейные реликвии, семейные праздники.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (32 часа + 2 часа резервное время)
1. Семейная родословная (4 ч)
Представление детей о родственных связях, о семейной родословной.
Доброжелательное, уважительное отношение к своим родственникам,
стремление поддерживать добрые семейные отношения.
2. Семья и здоровый образ жизни (4 ч)
Представление учеников о семье и здоровом образе жизни, об
отношениях членов семьи друг к другу. Интерес к семейным делам.
Доброжелательное отношение к членам семьи и другим людям.
3. Особенности уклада, строя жизни семьи (4 ч)
Представление о ведении домашнего хозяйства. Планирование и
организация домашних дел, осознанное отношение к своим обязанностям в
семье. Уважение к труду старших.
4. Незаменимость семьи для человека (4 ч)
Представления учеников о незаменимости семьи для человека, об
отношениях членов семьи друг к другу. Доброжелательное отношение к членам
семьи и другим людям.
5. Преемственность поколений (4 ч)
Представление о преемственности поколений. Любовь и уважение к
старшим членам семьи.
6. Содержание семейного общения (4 ч)
Представление о том, что семья – это коллектив людей, которым очень
хорошо вместе. Любовь и забота о каждом члене семьи.
7. Современная семья глазами ребёнка. Тест «Идеальная семья» (4 ч)
Представление учащихся о семье с их точки зрения. Знакомство
учащихся с особенностями семей своих одноклассников, семейными
ценностями, традициями и реликвиями каждой семьи в классе.
8. Урок с родителями «Наша семья» (4 ч)
Интерес, почтение и уважение к особенностям своей семьи, чувство
гордости за принадлежность к своей семье, школе, малой Родине, России.

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема занятия

Человек живет семьей
Мои родители
Бабушки и дедушки
Братья и сестры
Христианская семья
Наши имена
Генеалогическое древо семьи
Моя семья – часть моего народа (Беседа)
Святость материнства (Устный журнал)
Семейный досуг
Занятие семьи в свободное время (Коллективное
рисование)
12 Отдыхаем вместе (Экскурсия в парк)
13 Семья и здоровье
14 Роль медицинских работников в создании семьи
(выступление мед. работника)
15 Физическая культура (Разучивание комплекса
физических упражнений)
16 Спортивные игры в моей семье (Разучивание игр на
свежем воздухе)
17 Семья вместе - и душа на месте (Конкурс рисунков)
18 Семейные праздники. Изготовление
подарков (Практическая работа)
19 Семейные будни
20 Семейный бюджет
21 Сберегательная книжка
22 Наша дом – наша квартира
23 Дом и уют
24 Кто следит за порядком в доме и создает уют?
25 Как создать уют в своей комнате
26 Составление меню на выходной день для всей семьи
(игра)
27 Уход за комнатными растениями
28 Уход за домашними животными (Практическая работа)
29 Особенность уклада, строя жизни семьи
30 Как защитить свой дом (Дискуссии)
31 Интересные случаи в своей семье
32 Праздник семьи (Внеклассное мероприятие)
33 Обобщающее занятие
Итого (+ 1 резервный час)

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».