Рабочая программа курса внеурочной деятельности КОНФЕТТИ

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования».
Пояснительная записка.
Танец – самое любимое массовое искусство. Трудно представить семейное
торжество, народное празднество, вечер отдыха без танцев.
Особенно любят танцевать дети. Но любить танец, еще не значит уметь
исполнять его. Научиться танцевать очень трудно. Путь к познанию и
совершенству танца длинный и сложный, умение приходит не сразу. Помочь
ребенку развить творческие способности, воображение, выразительность
движений, пластичность, призван хореограф в МОУ СШ №45.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в МОУ
№ 45 предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть
будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому
необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед
какими трудностями.
Наиболее

полное

раскрытие

творческих

потенциалов

личности

школьника в МОУ СШ №45, определяется через выбор хореографического
направления. Данная программа строится на обширном изучении русского
народного танца, наиболее понятного и доступного школьникам.
2.Направленность ДОП
Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие детей.
Научить малыша воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений,
красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

Это

эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально
–

нравственное,

эстетическое

развитие,

которое

достигается

в

образовательной танцевальной деятельности.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца.
Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они
развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают

любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной
личности школьника.
3.Актуальность
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает
огромными

возможностями

для

полноценного

эстетического

совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического
развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия
«общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни
самые личные стороны нашего существа.
4.Педагогическая целесообразность
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и
понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут
развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук,
грацию

и

выразительность.

Занятия

танцем

помогут

сформировать

правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения
в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
5.Отличительные особенности данной ДОП от уже существующих
программ
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную
сочетанию

нескольких

движения,

прошедшие

видов

спорта.

длительный

Используемые
отбор,

в

безусловно,

хореографии
оказывают

положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются
различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять
движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными
образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе
систематических

занятий

у

ребят

развивается

музыкально-слуховое

восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того,
чтобы одновременно точно выполнять движения.

6.Адресат программы
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими
танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся
чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные
качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Танец

имеет

огромное

значение

как

средство

воспитания

национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов
и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики.
В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему
краю, своей родине.
В основу данной программы положен

богатейший опыт великих

мастеров танца, теоретиков, педагогов – практиков – А.Я.Ваганова,
Т.А.Устиновой, Т.С.Ткаченко и др.
7.Уровень программы, объем и срок реализации ДОП
Программа рассчитана на 1 год обучения и рекомендуется для занятий
детей с 8 до 17 лет. Занятия проводятся в старшей, подготовительной,
младшей и средней группе. Длительность занятий: средняя группа – 40 мин.,
старшая группа – 40 мин.,

младшая группа – 40 мин.,.

Диагностика

проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
8.Форма обучения
Очная
9.Режим занятий
Продолжительность урока 40 мин. Общее количество часов в год - 648, в
неделю-18 часов.
10.Особенности организации образовательного процесса
Состав группы- постоянный, занятия групповые, выездные концерты.
Группы разновозрастные.

11.Цель программы

Цель – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать
эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям
основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее
многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности
дошкольника посредством хореографического искусства.
12.Задачи программы
Задачи:
1. обучающая -

научить детей владеть своим телом, обучить культуре

движения, основам классического, народного и детского – бального
танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить
детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства,
согласовывать свои движения с музыкой;
2. развивающая – развитие музыкальных и физических данных детей,
образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой
активности и развитие интереса к танцевальному искусству;
3. воспитывающая –воспитание эстетически – нравственного восприятия
детей и любви к прекрасному, трудолюбия, самостоятельности,
аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели,
умение работать в коллективе и в пар
13.Учебный план
К концу 1 года обучения ребенок:
знает
Элементы партерной
гимнастики.

Упражнения на
ориентировку в
пространстве.

имеет представление
О структуре человеческого
тела, о мышцах и суставах. О
том, какие движения
разогревают ту или иную
мышцу.
О танцевальном зале, об
элементарных построениях и
перестроениях.

Упражнения для разминки.

Положения и движения рук

О классическом танце и

умеет
Определять возможности
своего тела, выполнять
движения партерного
экзерсиса правильно,
плавно и без рывков.
- линия;
- колонка;
- круг;
- движения по линии танца
и против линии танца.
Грамотно владеть своим
телом, правильно
выполнять повороты
приседания, наклоны и др.
- позиции рук;

классического танца.

балете в целом.

Положения и движения ног
классического танца.

Положения и движения рук
народного танца.

О русском народном танца, о
русских традиция и
праздниках.

Положения и движения ног
народного танца.

Этюды.

О танце как виде
сценического искусства.

- перевод рук из одного
положения в другое;
- постановка корпуса.
- позицииног;
- relleve;
- demi – plie;
- sotte;
- различные виды бега и
танцевальных шагов;
- поклон для мальчиков,
реверанс для девочек.
- подготовка к началу
движения;
- простейшие хлопки;
- взмахи платочком и
кистью;
- «полочка».
- позиции ног;
- battementtendu в народном
характере с переводом с
носка на каблук;
- притопы;
- приставные шаги;
- танцевальные движения.
Сюжетный танец «Лето».

Общее количество в год - 648 часов.
14. Содержание программы.
1. Вводное занятие.
На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки?
Как овладевают этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие
бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для
занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на
протяжении трех учебных лет.
2. Партерная гимнастика.
Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии
является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический,
народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн». Что такое партерный
экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э.- это упражнения на полу, которые
позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей:

повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок,
нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению
некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать
выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно
заниматься на полу.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Данная

тема

позволит

детям

познакомиться

с

элементарными

перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия,
диагональ,

полукруг

и

др.),научит

детей

четко

ориентироваться

в

танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и
закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять
один рисунок на другой.
4.Упражнения для разминки.
Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у
ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для
освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное
формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по
программе.
5. Народный танец.
В данном разделе тети будут знакомиться с элементами народного танца:
позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными
движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями. Каждый
учебные год внесет свои изменения в процесс освоения материала. С каждым
годом он будет более насыщенный и сложный. После освоения комплекса
различных

движений

дети

будут

знакомиться

с

танцевальными

комбинациями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций
в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные
этюды. Занятия народным танцем позволят детям познакомиться с основами

актерского мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную
личность.
6. Классический танец.
Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать
свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или
иной танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети
познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими
движениями (battementtendu, demiplie и др.), познакомятся с квадратом
А.Я.Вагановой.с каждым учебным годом к более простым танцевальным
движениям будут добавляться более сложные. В финале ознакомления детей
с данным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды.
7. Бальный танец.
В раздел «бальный танец» включены такие танцевальные элементы как:
подскоки, par польки, par вальса. Дети научаться держать корпус и руки
согласно тому времени, к которому относятся исполняемые танцевальные
движения, постараются перенять манеру исполнения танцев того времени. Во
время занятий бальным танцем большое внимание будет уделяться работе в
паре, что имеет большое значение для данного вида искусства. На этих
занятиях могут быть использованы различные атрибуты, например: веера,
шелковые платочки, шляпы и др. Также как и после знакомства с
предыдущими разделами детям предлагается изучить и исполнить этюды «
Полька», «Вальс», «Чарльстон»
15.Планируемые результаты
На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся
ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с
музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В
процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое
восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того,
чтобы одновременно точно выполнять движения.Параллельно с развитием
музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на

занятиях

по

хореографии

дети

научатся

чувствовать

себя

более

раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности,
воспитать в себе трудолюбие и терпение.
16.Учебный график программы
Младшая группа.
(занятия проводятся 2 часа в неделю)
№
п/п
1.
2.

4.

Тематическое планирование.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
Классический танец :
1. Повтор 1 года обучения.
2. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- положение прямо (анфас), полуоборот, профиль;
- свободное размещение по залу, пары, тройки;
- квадрат А.Я.Вагановой.
3. Положения и движения рук:
- перевод рук из одного положения в другое.
4. Положения и движения ног:
- позиции ног (выворотные);
- шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад;
- танцевальный шаг назад в медленном темпе;
- шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах
(вперед, назад).
- relleve по 1,2,3 позициям (муз.раз. 1/2 ,1/4, 1/8);
- demi-plie по 1,2,3 поз.;
- сочетание полуприседания и подъема на полупальцы;
- sotte по 1,2,6 поз.;
- sotte в повороте (по точкам зала).
5. Танцевальные комбинации.
Народный танец :
1. Повтор 1 года обучения.
2. Положения и движения рук:
- положение на поясе – кулачком;
- смена ладошки на кулачок;
- переводы рук из одного положения в другое (в характере рус.танца);
- хлопки в ладоши – двойные, тройные;
- руки перед грудью – «полочка»;
- «приглашение».
3. Положение рук в паре:
- «лодочка» (поворот по руку);
- «под ручки» (лицом вперед);
- «под ручки» (лицом друг к другу);
- сзади за талию ( по парам, по тройкам).
4. Движения ног:
- шаг с каблука в народном характере;
- простой шаг с притопом;

5.

- простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце
музыкального такта);
- простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременным
открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию);
- battementtendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной поз., в
сочетании с demi-plie;
- battementtendu вперед, в сторону на носок с переводом на каблук по 1 свободной
поз., в сочетании с притопом;
- притоп простой, двойной, тройной;
- простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу;
- простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад;
- танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса
в сторону друг друга);
- простой бытовой шаг по парам под ручку вперед , назад;
- простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под руку
противоположными руками;
- танцевальный шаг по парам, тройками (положение рук сзади за талию);
- прыжки с поджатыми ногами;
- «шаркающий шаг»;
- «елочка»;
- «гармошка»;
- поклон на месте с руками;
- поклон с продвижением вперед и отходом назад;
- боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции;
- «ковырялочка» с двойным и тройным притопом;
- «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции.
(мальчики)
- подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и
свободной позиции);
- подскоки на двух ногах ( 1 прямая, свободная позиция).
(девочки)
- простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию ( вверху, между 2 и
3 позициями)
- маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка»;
- бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка»;
5. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- диагональ;
- простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре;
- «звездочка»;
- «ручеек»;
- «змейка».
6. Танцевальные комбинации.
Бальный танец:
1. Постановка корпуса, головы, рук и ног.
1. Движения ног:
- шаги: бытовой, танцевальный;
- поклон и реверанс;
- « боковой галоп» простой, с притопом (по кругу, по линиям);
- «пике» (одинарный, двойной) в прыжке;
- легкий бег на носках по кругу по парам лицом и спиной вперед.
2. Движения в паре:
- (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика;

- « боковой галоп» вправо, влево;
- легкое покачивание лицом друг к другу в правую сторону.
3. Положения рук в паре:
- основная позиция;
- «корзиночка».
4. Танцевальные комбинации.
6. Этюды:
- сюжетный танец «Полька»;
- «Кадриль»;
- «Мы звезды».
7. Подготовка к итоговому контрольному занятию.
8. Итоговое контрольное занятие.
9. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного
возраста.
ИТОГО: 72 часа

Средняя группа.
(занятия 10 часов в неделю)
№
п/п
1.
2.

3.

Тематическое планирование.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
Классический танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Движениярук:
- portdebras.
3.Движениярук:
-demi-plie ;
- battement tendu;
- passé;
- relleve.
4. Танцевальныекомбинации.
Народный танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Положения и движения рук:
- переводы рук из одного положения в другое;
- скользящий хлопок в ладоши, «тарелочки»;
- скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики);
- взмахи платочком (девочки).
3. Движения ног:
- поклон в русском характере;
- кадрильный шаг с каблука;
- шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу);
- пружинящий шаг;
- хороводный шаг;
- хороводный шаг с остановкой ноги сзади;
- хороводный шаг с выносом ноги вперед на носок;
- переменный ход вперед, назад;
- «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук);
- ковырялочка с подскоком;
- боковое «припадание» по 3 поз.;

4.

5.

- «припадание» в повороте;
- перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на месте и с продвижением в
сторону;
- поочередное выбрасывание ног перд собой или крест на крест на носок или ребро
каблука (на месте или с отходом назад);
- подготовка к «веревочке»;
- «веревочка»;
- прыжок с поджатыми;
(девочки):
- вращение на полупальцах;
(мальчики):
- присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки перед грудью «полочка»);
- присядка по 6 поз.с выносом ноги вперед на всю стопу;
- присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук;
- скользящий хлопок по бедру, по голени;
-одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени с продвижением
вперед и назад;
- «гусиный шаг».
4. Движения в паре:
- соскок на две ноги лицом друг к другу;
- пружинящий шаг под ручку (в повороте).
6. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- «воротца»;
- «карусель».
5. Танцевальные комбинации.
Бальный танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Положения и движения ног:
Полька:
- par польки (по одному, по парам);
- par польки в сочетании с подскоками;
- «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад);
- прыжок из 6 во 2 позицию на одну ногу;
- «подскоки» в повороте (по одному и по парам).
Вальс:
- par вальса (по одному, по парам);
- parbalance (на месте, с продвижением вперед, назад).
Чарльстон:
- основное движение – «чарльстона»;
- двойной чарльстон;
- чередование одинарного и двойного чарльстона;
- чарльстон с точкой вперед, назад, с продвижением вперед, назад, с поворотом;
- пружинящий шаг с открыванием рук в стороны.
3. Движения в паре:
- легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной вперд с поворотом через
середину;
- легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка исполняет поворот под
руку на сильную долю такта).
4. Танцевальные комбинации.
Этюды:
- «Русская плясовая»;
- «Полька»;

- «Чарльстон».
Подготовка к итоговому контрольному занятию.
Итоговое контрольное занятие.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного
возраста.
ИТОГО: 360 часов.
6.
7.
8.

Старшая группа
Занятия проводятся 6 часов в неделю
№
п/п
1.
2.

3.

Тематическое планирование.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
Классический танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Движениярук:
- portdebras.
3.Движениярук:
-demi-plie ;
- battement tendu;
- passé;
- relleve.
4. Танцевальныекомбинации.
Народный танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Положения и движения рук:
- переводы рук из одного положения в другое;
- скользящий хлопок в ладоши, «тарелочки»;
- скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики);
- взмахи платочком (девочки).
3. Движения ног:
- поклон в русском характере;
- кадрильный шаг с каблука;
- шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу);
- пружинящий шаг;
- хороводный шаг;
- хороводный шаг с остановкой ноги сзади;
- хороводный шаг с выносом ноги вперед на носок;
- переменный ход вперед, назад;
- «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук);
- ковырялочка с подскоком;
- боковое «припадание» по 3 поз.;
- «припадание» в повороте;
- перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на месте и с продвижением в
сторону;
- поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или
ребро каблука (на месте или с отходом назад);
- подготовка к «веревочке»;
- «веревочка»;
- прыжок с поджатыми;
(девочки):

- вращение на полупальцах;
(мальчики):
- присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки перед грудью «полочка»);
- присядка по 6 поз с выносом ноги вперед на всю стопу;
- присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук;
- скользящий хлопок по бедру, по голени;
-одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени с продвижением
вперед и назад;
- «гусиный шаг».
4. Движения в паре:
- соскок на две ноги лицом друг к другу;
- пружинящий шаг под ручку ( в повороте).
6. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- «воротца»;
- «карусель».
5. Танцевальные комбинации.
4. Бальный танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Положения и движения ног:
Полька:
- par польки (по одному, по парам);
- par польки в сочетании с подскоками;
- «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад);
- прыжок из 6 во 2 позицию на одну ногу;
- «подскоки» в повороте (по одному и по парам).
Вальс:
- par вальса (по одному, по парам);
- parbalance (на месте, с продвижением вперед, назад).
Чарльстон:
- основное движение – «чарльстона»;
- двойной чарльстон;
- чередование одинарного и двойного чарльстона;
- чарльстон с точкой вперед, назад, с продвижением вперед, назад, с поворотом;
- пружинящий шаг с открыванием рук в стороны.
3. Движения в паре:
- легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной вперд с поворотом через
середину;
- легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка исполняет поворот под
руку на сильную долю такта).
4. Танцевальные комбинации.
5. Этюды:
- «Русская плясовая»;
- «Полька»;
- «Чарльстон».
6. Подготовка к итоговому контрольному занятию.
7. Итоговое контрольное занятие.
8. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного
возраста.
ИТОГО: 216 часов

17.Условия реализации программы

Занятия проходят в балетном классе. В классе находятся зеркала, станок для
занятий классическим танцем. Так же занятия проходят на ковриках.
Музыкальное оборудование-ноутбук. Информационное обеспечение –
интернет источники. Занятия проводит педагог-хореограф с высшим
профессиональным образованием.
18.Форма аттестации
Журнал посещаемости.
19.Оценочные материалы
Выдаются грамоты по итогам года.
20. Список используемой литературы:
1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб., 1996.
2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения и комбинации на середине зала. – М.,2004.
3. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004.
4. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д., 2003.
5. Богданов Г. урок русского народного танца. – М., 1995.
6. Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца. – М., 1959.
7. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1975.
8. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.,
1984.
9. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М.,
2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».