МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 45 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей
Заместитель директора по УВР
Приказ МОУ СШ №45
естественных и общественных
от 29.08.2025 г. №454
дисциплин
___________________________ __________________________
Директор МОУ СШ №45
С.П. Белякова
И.А. Бычкова
_____________Д.И. Свиридова
Протокол №1 от 29.08.2025 г.
29.08.2025 г.
Рабочая программа
учебного курса «Человек и общество»
для обучающихся 11 класса
Волгоград, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Человек и общество» на уровне среднего общего
образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования.
Курс по выбору играет ведущую роль в выполнении системой образования функции
интеграции молодежи в современное общество и обеспечивает условия для формирования
российской гражданской идентичности, традиционных ценностей многонационального
российского народа, готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию,
труду и творческому самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и
общества.
Программа учебного курса ««Человек и общество»» предназначена для обучающихся 11
классов.
Цели учебного курса:
1. формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире
духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций;
2. выявление принципиального подхода к пониманию глобальных проблем человечества,
способов и перспектив их решения;
3. формирование мышления, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности
Задачи курса:
- на основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания
систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
- способствовать воспитанию учащихся в духе гражданского патриотизма, правосознания,
активной жизненной позиции.
- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала,
исследовательской и проектной деятельности.
- выделять разные виды взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и
тенденций мирового развития;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым
ответом);
- психологическая подготовка учащихся к предстоящей в перспективе государственной (итоговой)
аттестации.
- формирование умения анализировать позицию автора текста; перекодирование информации,
т.е. превращать текст в таблицы, графики, схемы; вести дискуссию, слушать и слышать
оппонентов.
- выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся
мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени;
- дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и
перспективах их решения, помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому
анализу ситуаций и различных точек зрения.
Учебный курс «Человек и общество» является частью учебного плана школы, формируемой
участниками образовательных отношений.
Программа рассчитана на 17 часов
Содержание учебного курса «Человек и общество»
Введение (1 ч) Человек. Общество. Мир. Взаимосвязь всех структурных составляющих социума.
Раздел 1. Человек (3 ч)
Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции.
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь
человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие
деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее
критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование.
Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности
личности.
Раздел 2. Общество (6 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и общественное сознание Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как
сложная динамичная система.
Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества, их
характерные черты.
Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его формы, основные направления.
Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное
образование и самообразование
Тенденции духовной жизни современной России.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная
культура.
Социальная сфера общества
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная
стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт.
Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Социальный
контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и
межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Экономическая сфера общества
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа
жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука. Взаимовлияние экономики и
политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода
экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура
производства и потребления. защита прав потребителя. Рыночные отношения. Роль государства в
экономике. Рынок труда. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика.
Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.
Политико-правовая сфера общества
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее
происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе.
Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, участие. Политическая культура.
Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения.
Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное
российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского,
трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Раздел 3. Мир (7 ч)
Процессы глобализация и становление единого человечества.
Последствия процесса
глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного человечества.
Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Осноные направления решения
глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Социальные и
гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной
цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности
современного мира.
Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь. Формы
и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой
информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии. религия и современный
мир. Культурные различия и современные конфликты.
Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной конкуренции.
Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе.
XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном мире.
Экономика и экология.
Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и социальное
своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и демократия. Информация и
власть. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Государство
и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм. Всемирная информативнокоммуникативная сеть.
Россия и " русский мир". Особенности русской политической культуры. Собирание русских
земель и изменение политической культуры. Революции в России. Политическая преемственность
в российской истории. Политическая система современной России. Россия -президентская
республика. Президент. Парламент. Устройство исполнительной и судебной власти.
Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.
Обобщение. Человек. Общество. Мир.
Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного курса:
Личностные результаты выпускников, формируемые при изучении содержания курса:
- осознание принадлежности к мировому культурному пространству;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
исторических основ развития мировой и российской цивилизаций;
- осознания необходимости о сохранении и преумножении национального и мирового
культурного и социального наследия.
Метапредметные результаты характеризуются умениями:
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать, сопоставлять,
оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям;
- объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;
- обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от
противного);
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного
типа и извлекать необходимые сведения из источников, созданных в разных знаковых
системах;
- работать с текстами различных стилей и др.
Предметные результаты освоения выпускниками программы:
- знание различных подходов к исследованию проблем человека и общества;
- знание особенностей обществоведческих наук и их отличительные черты от наук других циклов;
- умение сравнивать и устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками
явлений в общественной жизни, различать в информации факты и мнения, аргументы и выводы.
В результате изучения учебного курса «Человек и общество» ученики 11-го класса научатся:
- понимать основные обществоведческие категории и термины для более глубокого осмысления
окружающей социальной и политической действительности;
- формировать понимание закономерностей общественного развития, способностей к
объективному восприятию информации, её анализу и обобщению;
- формировать способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и
выбору путей её достижения;
- знания содержания мировоззренческих и социально значимых проблем, закономерностей
развития общества и мышления;
- использовать полученные знания и умения для более глубокого осмысления действительности.
Выбора рациональных путей ее преобразований,
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для: умения ориентироваться в мире социальных, политических, правовых, нравственных и
эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию.
В результате изучения данного элективного курса «Человек и общество» ученики
получат возможность научиться:
- умению ориентироваться в мире политико-правовых, социальных, нравственных и эстетических
ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
- знанию места и роли человека в системе общественных отношений, сущности
основополагающих процессов и явлений в обществе;
- умению уважительно относиться к культурным традициям, проявлять расовую, национальную и
религиозную терпимость;
- умению владения навыками самосовершенствования и саморазвития, соблюдения моральноэтических норм социума;
- умению понимать и анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- умению анализировать научную и социально-политическую литературу, применять понятийнокатегориальный аппарат, прогнозировать возможное развитие социальных проблем и процессов в
будущем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
Наименование
Количество часов
Электронные
п/п
разделов и тем
программы
1.
Введение
2.
Человек
3.
Общество
4.
Мир
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
0
0
3
0
0
6
0
0
7
0
0
17
0
0
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886