Приложение к ООП ООО 2025-2026 учебный год

Приложение к ООП ООО на 2025/2026 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану основной образовательной программы
уровня основного общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №45 Дзержинского района Волгограда»
на 2025/2026 учебный год
Учебный план МОУ «Средняя школа №45 Дзержинского района Волгограда» уровня основного общего
образования (далее по тексту – Учебный план) разработан на основе следующих нормативных документов.
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и
дополнениями).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023 г. № 1028 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего
образования и среднего общего образования.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Минпросвещения России, касающиеся ФГОС
начального общего образования и основного общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 г. № 62 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ основного общего образования и среднего общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования».
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Устава МОУ «Средняя школа №45 Дзержинского района Волгограда».
С целью формирования единого образовательного пространства Учебный план уровня основного общего
образования (далее – ООО) разработан на основе федеральной образовательной программы ООО с учетом
методических рекомендации по реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего, среднего общего образования и обеспечивает его реализацию в 2025/2026 учебном году.
Учебный план является частью организационного раздела основной образовательной программы ООО
введенной в действие приказом от 02.09.2024 №140. (с изменениями, внесенными приказом № 445 от 28.08.2025г).
Учебный план ООО МОУ СШ №45 разработан на основе 1 варианта федерального учебного плана основного
общего образования в формате пятидневной учебной недели в 5-9 классах, рассчитан на 34 учебные недели.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5338 академических часов и более 5848
академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке
при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
В соответствии с требованиями федеральной образовательной программы ООО Учебный план МОУ СШ №
45 состоит из двух частей:
- обязательной части, определяющей состав учебных предметов обязательных для изучения;
- части, формируемой участниками образовательных отношений, обеспечивающей реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся, которые формируются с учетом запросов учащихся, родителей
(законных представителей), выявленных в результате мониторинга образовательных потребностей.
Учебный план уровня основного общего образования по ФГОС предусматривает 5-летний срок освоения
образовательных программ учащимися 5-9 классов.

Мониторинг образовательных запросов родителей (законных представителей) обучающихся 5-х классов не
выявил потребность в изучении учебных предметов «Родной язык (язык народа Российской Федерации) и (или)
государственный язык республики Российской Федерации», «Родная литература (литература на языке народа
Российской Федерации)».
Оценка ресурсного обеспечения, а также мониторинг образовательных запросов родителей (законных
представителей) обучающихся 5-х классов не выявил потребность в изучении второго иностранного языка.
При проведении учебных занятий по «Иностранному языку (английскому)» в 5а, 5б, 5в, 5г, 5д, 6а, 6б, 6в, 6г,
6д, 7а, 7б, 7в, 7г, 7д, 8а, 8б, 8в, 8г, 9а, 9б, 9в, 9г классах осуществляется деление класса на две группы.
Учебный предмет «Математика» в 7-9 классах представлен в виде трех учебных курсов: «Алгебра»,
«Геометрия», «Вероятность и статистика».
В соответствии с п. 17 п. 1, который вступает в силу с 01.09.2025 г. и применяется при приеме на обучение по
ФОП основного общего образования, начиная с 2025/2026 учебного года (в части, касающейся учебных предметов
«История», «Обществознание») преподавание учебного предмета «История» в соответствии с вариантом № 1
федерального учебного плана: в 5 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 6 классе - 102 часов (3 часа в неделю), в 7
классе - 102 часа (3 часа в неделю. В 8 - 9 классах учебный предмет «История» изучается в объеме 68 часов (2 часа в
неделю) в соответствии с вариантом № 1 федерального учебного плана. По учебному предмету «История» в 9-х
классах количество часов увеличено на 0,5 часа в неделю (17 часов в год) в соответствии с подпунктом 21.9.1.5. ФОП
ООО для изучения учебного модуля «Введение в Новейшую историю России».
Учебный предмет «Обществознание» в 2025/2026 учебном году реализуется в 8-9 классах: в 8 классе - 34 часа
(1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю)
Количество часов на изучение предмета «Физическая культура» в 5а, 5б, 5в, 5г, 5д, 6а, 6б, 6в, 6г, 6д, 7а, 7б, 7в,
7г, 7д, 8а, 8б, 8в, 8г, 9а, 9б, 9в, 9г классах составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год, третий час реализуется за счет
курса внеурочной деятельности «Основы физической подготовки».
В 9в, 9г классах часы учебного предмета «Физическая культура» перераспределены следующим образом: 0, 5
часа в неделю (17 часов в год) отведено на углубленное изучение учебного предмета «Химия». Программа учебного
предмета «Физическая культура» реализуется следующим образом: в рамках учебного плана 1,5 часа в неделю (51
час в год) и 0,5 часа (17 часов в год) за счет курса внеурочной деятельности «Основы физической подготовки».
Реализация данного курса внеурочной деятельности определена родителями (законными представителями),
учащимися в ходе проведенного мониторинга образовательных потребностей.
Освоение обязательного учебного предмета «Физическая культура» обучающимися 5-9-х классов
освобожденными по медицинским показаниям осуществляется на теоретическом уровне.
Для изучения учебного предмета «Труд (технология)» отведено по 2 часа в неделю (68 часов в год) в 5, 6, 7-х
классах. При проведении занятий по учебному предмету «Труд (технология)» в 5а, 5б, 5в, 5г, 5д, 6а, 6б, 6в, 6г, 6д, 7а,
7б, 7в, 7г, 7д классах осуществляется деление класса на две группы. В 8, 9-х классах предмет «Труд (технология)»
изучается по 1 часу в неделю (34 часа в год). При проведении занятий по учебному предмету «Труд (технология)» в
8а, 8б, 8в, 8г, 9а, 9б, 9в, 9г классах осуществляется деление класса на две группы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений направлена на реализацию
образовательных потребностей, выявленных в ходе мониторинга родителей (законных представителей), учащихся 5-9х классов.
Часы данной части направлены:
на изучение предмета «Информатика» на углубленном уровне в 7а, 8а, 8б, 8в классах - увеличено количество
часов (на 1 час в неделю, 34 часа в год),
на изучение предмета «Биология» на углубленном уровне в 7в, 7г классах - увеличено количество часов (на 1
час в неделю, 34 часа в год),
на изучение предмета «Химия» на углубленном уровне в 9в, 9г классах - увеличено количество часов (на 1 час
в неделю, 34 часа в год), из них: 0,5 часа (17 часов в год) - за счет части, формируемой участниками образовательных
отношений, и 0,5 часа (17 часов в год) — за счет перераспределения часов по учебному предмету «Физическая
культура». (п. 6.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
на реализацию учебного курса «Сложные случаи орфографии» в 5а, 5б, 5в, 5г, 5д классах 1 час в неделю (34
часа в год),
на реализацию учебного курса «Математическая грамотность» в 5а, 5б, 5в, 5г, 5д классах 1 час в неделю (34
часа в год),
на реализацию учебного курса «Культура народов России» в 6а, 6б, 6в, 6г, 6д классах - 1 час в неделю (34 часа
в год),
на реализацию учебного курса «От простого к сложному. Конструирование и моделирование» в 6а, 6б, 6в, 6г,
6д классах - 1 час в неделю (34 часа в год «Культура здоровья и движения» в 7б, 7д, 8г классах - 1 час в неделю (34
часа в год),
на реализацию учебного курса «Краеведение» в 7а, 7б, 7в, 7г, 7д, 8а, 8б, 8в, 8г (изучение родного края)
классах 1 час в неделю (34 часа в год),
на реализацию учебного курса «История в лицах» в 9а и 9б классах 0,5 часа в неделю (17 часов в год).
Реализация учебного плана предоставляет возможность всем учащимся освоить основную образовательную
программу ООО, удовлетворить социальный заказ родителей (законных представителей), образовательные запросы и
познавательные интересы учащихся.

Формы проведения промежуточной аттестации определены в Положении о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Реализация учебного плана МОУ СШ №45 на 2025/2026 учебный год осуществляется необходимыми
педагогическими кадрами соответствующей квалификации; посредством программно-методического обеспечения
(рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей; учебная и методическая литература, дидактические и
контрольно-измерительные материалы). Оптимально используются электронные образовательные ресурсы из
утвержденного федерального перечня. В МОУ СШ №45 имеется все необходимое оборудование и технические
средства, необходимые для реализации содержания обязательной и, формируемой участникам образовательных
отношений, частей учебного плана.

Сетка часов учебного плана основного общего
образования МОУ СШ № 45 на 2025/2026учебный год
(5-9 классы, недельная нагрузка)
Предметн
ые области

Учебные предметы
классы

Количество часов в неделю

5а

5б

5в

5г

5д

6а

6б

6в

6г

6д

Всего

7а

7б

7в

7г

7д

8а

8б

8в

8г

9а

9б

9в

9г

Обязательная часть
Русский
язык и
литература
Иностранн
ый язык
Математика
и
информатик
а

Обществен
но-научные
предметы
Естественн
онаучные
предметы
Искусство
Технология
Основы
безопасност
и и защиты
Родины
Физическая
культура

Русский язык
Литература

5
3

5
3

5
3

5
3

5
3

6
3

6
3

6
3

6
3

6
3

4
2

4
2

4
2

4
2

4
2

3
2

3
2

3
2

3
2

3
3

3
3

3
3

3
3

21
13

Иностранный язык
(английский)
Математика
Мате
Алгебра
матика Геометрия

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

15

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5
3
2

3
2

3
2

3
2

3
2

3
2

3
2

3
2

3
2

3
2

3
2

3
2

3
2

10
9
6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

2
3

1
3

1
3

1
3

1
3

2
2

2
2

2
2

1
2

1
2,5

1
2,5

1
2,5

1
2,5

3/6
10,5

1
2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
3

1
2
3

1
2
3

1
2
3

4
8
7

2
2

2
2

2
2

2
2

2
2

3
2

3
2

4/6
7/10

Вероятность и
статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2
2

2
2

2
2

2
2

2
2

1
2
2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2
2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

1
2

Основы безопасности и
защиты Родины
Физическая культура

ИТОГО:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

3
1
1

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

4
8

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

10/9,5

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1.5

1.5

27
2

27
2

27
2

27
2

27
2

28
2

28
2

28
2

28
2

28
2

31
1

30
2

31
1

31
1

30
2

32
1

32
1

32
1

31 32,5 32,5 33
2 0,5 0,5

33
33

Русский
язык
и
литература
Математика
и
информатик
а
Обществен
но-научные
предметы
Естественн
онаучные
предметы
Технология

Физическая
культура

Учебный
курс
«Сложные
случаи
орфографии»
Учебный
курс
«Математическая
грамотность»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Учебный курс «История
в лицах»
Учебный
курс
«Культура
народов
России»
Учебный
курс
«Краеведение»

0,5
1

Всего часов
Максимально допустимая недельная
нагрузка при 5-дневной учебной
неделе, предусмотренная
действующими санитарными
правилами и гигиеническими
нормами

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

34

34

34

34

34

34

34

34

1

1

1

1

1

2

1

1

1

34

0,5/-

1

1

Учебный
курс
«От
простого к сложному.
Конструирование
и
моделирование»
Учебный
курс
«Культура здоровья и
движения»

Учебные недели

1

0,5

34

34

34

1

34

34

34

1

34

34

34

34

0/1

34

34

34

34

986 986 986 986 986 102 102 1020 1020 1020 1088 1088 1088 1088 1088 1122 1122 1122 1122 1122 1122 1122 1122
0
0
29 29 29 29 29 30 30 30 30 30
32 32 32 32 32 33 33 33 33 33 33 33 33

34
5338
157

План внеурочной деятельности
основной образовательной программы уровня основного общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №45 Дзержинского района Волгограда»
на 2025/2026 учебный год
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на
достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных
и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и
методическими рекомендациями:
 Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704 "О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте
России 11.02.2025 N 81220);
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 №
64101) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/;
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении
методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об организации внеурочной деятельности в
рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования);
 Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
 ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО с изменениями и дополнениями;
 Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся –
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от т 28.09.2020 №
28. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21).
Программы внеурочной деятельности направлены:
 на расширение содержания программ общего образования;
 на реализацию основных направлений образовательной политики;
 на формирование личности ребенка.
В учреждении используется модель организации внеурочной деятельности на основе оптимизации внутренних
ресурсов школы: внеурочную деятельность реализуют учителя начальных классов, классные руководители, учителяпредметники.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной
программы.
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного
раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются
обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться
использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного
образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования,
научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные
организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают
индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии,
походы, деловые игры и пр. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах
одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО школа обеспечивает проведение до 10 часов
еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1750 часов на уровне основного общего образования).
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное,
физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и
осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным
условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с
рабочей программой воспитания образовательной организации. С целью реализации принципа формирования единого
образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через
реализацию модели плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание
уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности:

Модель плана внеурочной деятельности
Преобладание
учебно-познавательной деятельности

Преобладание
педагогической поддержки обучающихся

Преобладание
деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий

Содержательное наполнение
- занятия обучающихся по углубленному
изучению отдельных учебных предметов;
- занятия обучающихся по формированию
функциональной грамотности;
- занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими проектно-исследовательскую
деятельность;
- профориентационные занятия обучающихся;
- дополнительные занятия обучающихся,
испытывающих затруднения в освоении учебной
программы;
- дополнительные занятия обучающихся,
испытывающих трудности в освоении языков обучения;
- специальные занятия обучающихся,
испытывающих затруднения в социальной
коммуникации;
- специальные занятия обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
- занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими деятельность детских общественных
объединений и органов ученического самоуправления;
- занятия обучающихся в рамках циклов
специально организованных внеурочных занятий,
посвященных актуальным социальным, нравственным
проблемам современного мира;
- занятия обучающихся в социально
ориентированных объединениях: экологических,
волонтерских, трудовых и т.п.

Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного
общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрена
часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической
направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок). Главной целью таких занятий должно стать
развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Занятия направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
1 час в неделю для обучающихся 5-х классов — на занятия, которые знакомят учеников с социальным
институтом семьи. Главной целью изучения курса «Семьеведение» должно стать понимание обучающимися 5-х
классов особой значимости института семьи.
Курс призван рассмотреть место и роль каждого члена ячейки общества, научить уважительно относиться к
родственникам, сформировать у подростков традиционные семейные ценности. Направлен на формирование
самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений,
ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным
духовно-нравственным ценностям.
1 час в неделю для обучающихся 6-9 -х классов – на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационные интересов и потребностей, обучающихся «Россия – мои горизонты» - она же «Билет в
будущее» (занятия, направлены на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся).
Главной их целью должно стать формирование готовности школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и своей будущей профессии, осознание ими важности получаемых в школе знаний
для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности, развитие их ценностного отношения к
труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
В рамках профориентационных занятий рекомендуется не только знакомить школьников с миром профессий и
способами получения профессионального образования, но и помогать им осваивать важные надпрофессиональные
навыки - общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п. Владение ими позволит ребенку в
будущем реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в личной жизни. Важной составляющей занятий
должна стать и работа, направленная на познание ребенком самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей.
Это поможет ему стать увереннее в себе, адекватнее оценивать свои силы и возможности.
Профориентационные беседы, деловые игры и квесты, решение кейсов, совместное изучение
специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную

деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков – эти и другие формы работы
помогут школьнику подготовиться к выбору своей будущей профессии.
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательской,
математической, естественнонаучной, финансовой, в том числе финансовой грамотности). Главной целью этих
внеурочных занятий должно стать развитие у школьников способности применять приобретённые на обычных уроках
знания, умения и навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной
проблемы. Эти внеурочные занятия реализуют один из самых важных педагогических принципов – связь образования
с жизнью.
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
 Часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся. Это могут быть занятия по дополнительному или углубленному изучению
школьниками учебных предметов или модулей; занятия в рамках их исследовательской и проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами
участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в
освоении учебной программы или трудности в освоении языка преподавания; специальные занятия для школьников с
ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации и т.п.
Главной целью этих внеурочных занятий должно стать интеллектуальное и общекультурное развитие школьников,
удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Эти занятия
должны быть направлены на формирование ценностного отношения школьников к знаниям как залогу их
собственного будущего и к культуре в целом как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную
самобытность народов России.
 Часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей,
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в их самореализации, раскрытии и развитии их
способностей и талантов:

занятия школьников в различных творческих объединениях – музыкальных, хоровых или танцевальных
студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или
писательских клубах и т.п. Главная их цель - раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них
чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре.
 занятия школьников в спортивных объединениях - секциях и клубах, организация спортивных турниров и
соревнований. Их целью является физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
 занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности. Главная их цель –
оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их
самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда.
 Часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных
ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию
вместе с детьми комплекса совместных дел воспитательной направленности.
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в таблице:
Направления внеурочной деятельности
Рекоменд
уемое
количеств
о часов в
неделю

Направление внеурочной
деятельности

Основное содержание занятий

Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно-просветительские
занятия патриотической, нравственной и
экологической
направленности
«Разговоры о важном»

1

Основная цель: развитие ценностного отношения
обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и
великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей
внутренней позиции личности школьника, необходимой
ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и
сохранением
природы,
ориентацией
в
мировой
художественной культуре и повседневной культуре
поведения,
доброжелательным
отношением
к
окружающим
и
ответственным
отношением
к
собственным поступкам.

Занятия
по
функциональной
обучающихся.

формированию
грамотности

Занятия,
направленные
на
удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся
путём реализации курса «Россия — мои
горизонты» — «Билет в будущее».
(6-11 классы)

Занятия,
для
ознакомления
обучающихся с социальным институтом
семьи
путём
реализации
курса
«Семьеведение» (5 классы)

Занятия, связанные с реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей
обучающихся

Основная цель: развитие способности обучающихся
применять приобретённые знания, умения и навыки для
решения задач в различных сферах
жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с
жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников: читательской,
математической, естественно-научной, финансовой,
направленной и на развитие креативного мышления и
глобальных компетенций.
Основные организационные формы:
интегрированные курсы, метапредметные кружки или
факультативы.
1
Основная цель: развитие ценностного отношения
обучающихся к труду, как основному способу достижения
жизненного благополучия и ощущения уверенности в
жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей профессии,
осознание важности получаемых в школе знаний для
дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные
организационные
формы:
профориентационные беседы, деловые игры, квесты,
решение кейсов, изучение специализированных цифровых
ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии, посещение
ярмарок профессий и профориентационных парков.
Основное содержание:
знакомство с миром профессий и способами
получения профессионального образования;
создание
условий
для
развития
надпрофессиональных навыков (общения, работы в
команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей
как условий для формирования уверенности в себе,
способности адекватно оценивать свои силы и
возможности.
1
Основная цель: развитие ценностного отношения
обучающихся к семейным ценностям и внутрисемейным
взаимоотношениям.
Основная задача: формирование навыков, важных
для гармоничной жизни в настоящей и будущей семье,
ценностного отношения к семье.
Основные организационные формы: ролевые игры,
квесты, творческие проекты, анализ литературных
произведений, фильмов, жизненных ситуаций.
Основное содержание: ознакомление обучающихся
с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы,
ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и
таксономии семейных терминов; обеспечение осознания
обучающимися своей гражданской и социальной
идентичности как граждан России и продолжателей
традиций рода и семьи; ознакомление обучающихся со
средствами решения семейных проблем; обучение
основам психологической и духовно-нравственной
безопасности в сфере семейных отношений.
Вариативная часть
1

3

Основная цель: интеллектуальное и общекультурное
развитие обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных,
культурных,
оздоровительных
потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения
обучающихся к знаниям, как залогу их
собственного будущего, и к культуре в целом, как к
духовному
богатству
общества,
сохраняющему
национальную самобытность народов России.

Занятия,
направленные
на
удовлетворение
интересов
и
потребностей
обучающихся
в
творческом и физическом развитии,
помощь в самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов

2

Занятия,
направленные
на
удовлетворение социальных интересов и
потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ,
детских
общественных
объединений, органов ученического
самоуправления,
на
организацию
совместно с обучающимися комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности

2

Основные направления деятельности:
занятия по дополнительному или углубленному изучению
учебных предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и проектной
деятельности;
занятия,
связанные
с
освоением
регионального
компонента образования или особыми этнокультурными
интересами участников образовательных отношений;
дополнительные занятия для школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы или
трудности в освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
или
испытывающими
затруднения в социальной коммуникации.
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом
развитии, помощь в самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов.
Основные задачи:
раскрытие творческих способностей школьников,
формирование у них чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, формирование ценностного отношения к
культуре;
физическое развитие обучающихся, привитие им
любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им любви к
своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их
самостоятельности и ответственности, формирование
навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы:
занятия школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных
студиях,
театральных
кружках
или
кружках
художественного
творчества,
журналистских,
поэтических или писательских клубах и т.п.);
занятия школьников в спортивных объединениях
(секциях и клубах, организация спортивных турниров и
соревнований);
занятия школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии, развитие
школьных музеев);
занятия по Программе развития социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята
России».
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений – заботиться
о других и организовывать свою собственную
деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя
инициативу и нести ответственность, отстаивать свою
точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического
благополучия
обучающихся
в
образовательном
пространстве школы, создание условий для развития
ответственности за формирование макро и микро
коммуникаций, складывающихся в образовательной
организации, понимания зон личного влияния на уклад
школьной жизни.
Основные
организационные
формы:
педагогическое
сопровождение
деятельности
Российского движения школьников и Юнармейских
отрядов; волонтерских, трудовых, экологических
отрядов, создаваемых для социально ориентированной
работы;
выборного Совета обучающихся, создаваемого
для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией;
Совета старост, объединяющего старост классов
для облегчения распространения значимой для

школьников информации и получения обратной связи
от классных коллективов;
постоянно действующего школьного актива,
инициирующего
и
организующего
проведение
личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов);
творческих советов, отвечающих за проведение
тех или иных конкретных мероприятий, праздников,
вечеров, акций;
созданной
из
наиболее
авторитетных
старшеклассников
группы
по
урегулированию
конфликтных ситуаций в школе и т.п.

Сетка часов внеурочной деятельности
МОУ СШ № 45 на 2025/2026 учебный год
ООО

Направление внеурочной
деятельности
Информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
«Разговоры о важном»
Занятия по формированию
функциональной
грамотности обучающихся
(читательской, математической,
естественнонаучно, в том числе
фин. грамотности).

Форма
организации
внеурочной
деятельности

Наименование курса

цикл внеурочных
занятий для
обучающихся

«Разговоры о важном»

интегрированные
курсы,
метапредметные
кружки

«Финансовая
грамотность»

Количество часов в неделю
(по классам)
V

VI

VII

VIII

1

1

1

1

1

«Открытая книга в мир
прекрасного»
«Секреты русского
языка»

1
1

Занятия,
направленные
на
удовлетворение
профориентационных интересов
и потребностей обучающихся
путём реализации курса «Россия
— мои горизонты» — «Билет в
будущее».

профориентацион
ные
занятия,
профессиональные
пробы,
ролевые
игры

«Россия
—
мои
горизонты» — «Билет в
будущее».

1

Занятия, для ознакомления
обучающихся с социальным
институтом семьи.

курс внеурочных
занятий для
обучающихся

«Семьеведение»

1

Занятия,
связанные
с
реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных потребностей
обучающихся.

Кружки
предметной
направленности

«Проектная биология»

1

«Литературная гостиная»
«Занимательная
география»
«Занимательная
биология»
«Робототехника»
«Академия художников»
«Театр Ш.Т.У.Р.М.»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

«Медиалаборатория»
Творческие
объединения,
студии, кружки

1

1

«За страницами учебника
математики»

Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в

IХ

1
1

1

1

0,5

0,5

0,5
1

творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и
развитии способностей и
талантов.
Занятия,
направленные
на
удовлетворение
социальных
интересов
и
потребностей
обучающихся,
на
педагогическое сопровождение
деятельности
социально
ориентированных ученических
сообществ,
детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления,
на
организацию
совместно
с
обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности.

спортивной
направленности

«Хореографическая
студия Конфетти»

1

1

0,5

0,5

0,5

РДДМ, Юнармейский
отряд, волонтерский
отряд, актив класса,
соревнования, конкурсы,
фестивали, флешмобы,
праздники, вечера, акции
и др.

2

2

2

2

Всего (по классам):

10

10

10

10

«Футбол», «Волейбол»,
«Баскетбол», ОФП
Комплекс
воспитательных
мероприятий

Итого в неделю:
Итого в год:

1

1

1

1
2

50
1750

Цель и идеи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих достижение учащимися необходимого для
жизни в обществе социального опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание
воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся,
развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность.
Ведущими идеями плана внеурочной деятельности МОУ СШ № 45 являются:
 создание условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному
потенциалу;
 ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
 удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей. При этом решаются следующие
основные педагогические задачи:
 включение учащихся в разностороннюю деятельность;
 формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями,
старшими детьми в решении общих проблем;
 воспитание
трудолюбия,
способности
к
преодолению трудностей, целеустремленности и
настойчивости в достижении результата;
 развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура);
 формирование стремления к здоровому образу жизни;
 подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире.
Ожидаемые результаты
Личностные:
 готовность и способность к саморазвитию;
 сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции личностных качеств;
 сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
 получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
 освоение универсальных учебных действий;
 овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение
обучающегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного
приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования строго ориентированы на

10

воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в общественной жизни,
может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания,
самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной деятельности, как правило, не
проводится. Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива, выполнения
индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей программой
учителя и с учетом особенностей реализуемой программы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в школе и учет занятости
обучающихся осуществляется классным руководителем и преподавателем, ведущим курс. Учет занятости обучающихся
в организациях дополнительного образования детей (спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях)
осуществляется классным руководителем.
Формы внеурочной деятельности
могут:

Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. Это








экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров;
деятельность ученических сообществ;
клубы по интересам;
профессиональные пробы, ролевые игры;
реализация проектов;
кружки;
походы и т.п.
Режим внеурочной деятельности

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован перерыв между
последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности. Продолжительность занятий внеурочной деятельности
составляет 40 минут. Перерыв между занятиями внеурочной деятельности 10 минут.
Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования (спортивных школах,
музыкальных школах и др. организациях) количество часов внеурочной деятельности может быть сокращено.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет бюджетного финансирования.
Посещение внеурочных занятий для учащихся является добровольным, согласно сделанному выбору участниками
образовательных отношений.
Календарный план воспитательной работы на 2025-2026 учебный год
Модуль «Основные школьные дела»
Дела

Классы

Дата

Общешкольная линейка, посвященная
«Первому звонку – 2025 года»
Разговоры о важном «Зачем человеку учиться»
Урок Победы «Сталинград. Без срока давности»
Занятия по ПДДТТ

5-9

1 сентября

5-9
5-9
5-9

1 сентября
Классные руководители
1 сентября
Классные руководители
Первый
вторник Классные руководители
каждого месяца
Каждый
Замдиректора
по
ВР
понедельник
Советник по воспитанию
3 сентября
Учителя истории

Подъем Флага РФ и исполнение Гимна РФ
Акция, посвященная окончанию 2
мировой войны «Голубь мира»
Школьный этап сдачи норм ГТО
«Разговоры о важном»

5-9
5-8
5-9
5-9

Проведение мероприятий по профилактике ДДТТ на базе 5
ДОУ
Выборы президента школы
8-9
Встреча с лектором общества «Знание»
7 кл
«Золотой ключ к будущему: открываем двери успеха
через образование».
Мероприятия месячника безопасности и гражданской 5-9
защиты детей (по
профилактике ДДТТ, пожарной
безопасности, экстремизма, терроризма, учебно-

Ответственные
Замдиректора по ВР

Сентябрь- декабрь Учителя физкультуры
Каждый
Классные руководители
понедельник
Сентябрь
Руководитель отряда ЮИД
30 сентября

Советник по воспитанию

30 сентября

Замдиректора по ВР

Сентябрь

Зам. директора по ВР,
классные руководители,
отряд ЮИД

тренировочная эвакуация учащихся из здания). Участие
в олимпиаде «Безопасные дороги».
День учителя в школе: Онлайн акция поздравление
учителей, учителейветеранов
педагогического
труда,
День
самоуправления, концертная программа, выставка
рисунков «Мой любимый
учитель».
День отца в России
155 лет со дня рождения русского писателя Бунина И.А.
Акция
«Добрые
руки-добрые
сердца».
канцтоваров, игрушек для онкобольных детей.
Посвящение в «Движение Первых»

Октябрь

Педагог-организатор,
Советник по воспитанию

5-9
5-9

18 октября
22 октября

Сбор 5-9

28 октября

Классные руководители
Педагог-библиотекарь,
классные
руководители
Руководитель
волонтёрского отряда

5-9

5-9

28 ноября

Школьная благотворительная ярмарка и праздничный 5-9
концерт ко Дню матери

28 ноября

День матери: Выставка рисунков, фотографий, акции по 5-9
поздравлению мам с Днем матери, беседы

ноябрь

Беседы по профилактике суицидального поведения и 5-9
травматизма
несовершеннолетних,
формированию
безопасного поведения

Декабрь

Час памяти «День неизвестного солдата».
5-9
День Героев Отечества. Просмотр фильма на
патриотическую тематику.
«День Конституции»: классные часы
5-9
Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление 5-9
окон, конкурс плакатов,
поделок, праздничная конкурсная программа.
Всемирный день борьбы со СПИДом
5-9

3 декабрь9 декабря

Советник по воспитанию
Классные руководители
Актив РДДМ
Советник по воспитанию.
Классные руководители
Зам. директора по ВР
Советник по воспитанию
Классные руководители
Зам директора по ВР,
Советник по воспитанию,
классные руководители
Классные
руководители,
социальный
педагог,
педагоги-психологи.
Учитель истории
Классные руководители

Декабрь
Декабрь

Классные руководители
Классные руководители

2 декабря

Беседы по профилактике суицидального поведения и 5-9
травматизма
несовершеннолетних,
формированию
безопасного поведения

Декабрь

Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление 5-9
окон, конкурс плакатов, поделок, праздничная
конкурсная программа.
День неизвестного солдата. Просмотр презентации 5-8
«Герои моей Родины»

Декабрь

Классные руководители,
Совет старшеклассников,
Классные
руководители,
социальный
педагог,
педагоги-психологи.
Классные руководители

Возложение цветов на Мамаевом Кургане

3 декабря

Творческая акция «Наш главный символ»

День добровольца (волонтёра)
Акция «Поможем животным из приюта»
День конституции РФ викторина
Мастерская Деда Мороза: Изготовление
новогоднего оформления
День государственных символов России

Неделя памяти «Блокада Ленинграда», Холокост
Акция «Свеча в окне»

10 ноября

5

5-9

3 декабря

5-9

5 декабря

8-9

12 декабря

5-9

Декабрь

5-9

25 декабря

5-9

27января

Зам. директора по ВР
Классные руководители
Зам. директора по ВР
Классные руководители
Руководитель
волонтёрского отряда
Советник по воспитанию,
Классные руководители
Классные руководители,
Актив РДДМ
Зам. директора по
ВР, Советник по
воспитанию
Классные руководители
Актив РДДМ
классные руководители

Мероприятия, приуроченные к празднику
5-9
«День защитника Отечества»:
Фестиваль солдатской песни, акция «Письмо солдату»,
конкурс плакатов и рисунков, Уроки мужества
Конкурс чтецов «Живая классика»
5-9

февраль

Зам. директора по ВР
Советник по воспитанию
Классные руководители

14 февраля

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг 5-9
за пределами Отечества
8 Марта в школе: праздничный концерт, выставка 5-9
рисунков, Сладкое блюдо» конкурс газет «Милым
дамам», уроки нравственности
Акция «Экология. Безопасность. Жизнь»
5-9
Урок правовой культуры «Имею право знать»
5-9
День воссоединения Крыма и России
5-9

14 февраля

Советник по воспитанию,
Учителя литературы
Классные руководители

Беседы по профилактике суицидального поведения

5-9

Март

День космонавтики: Гагаринский урок,
выставка рисунков
Всемирный день здоровья. Зарядка на
свежем воздухе
Экологическая акция «Бумажный бум»
(сбор макулатуры)
Мероприятия посвященные профилактике ПДД

5-7

апрель

5-9

Уроки здоровья, посвящённые Всемирному
Дню здоровья

март

Советник по воспитанию,
классные руководители

11 марта
14 марта
18 марта

7 апреля

Классные руководители
Классные руководители
Советник по воспитанию
классные руководители
Классные руководители,
социальный
педагог,
педагоги-психологи.
Учитель ИЗО, классные
руководители
Учителя физкультуры

5-9

Апрель

Зам. директора по ВР

5-9

Апрель

5-9

7 апреля

Классные руководители,
руководитель
отряда
ЮИД, отряд ЮИД.
Классные руководители,
учителя
физической
культуры
Классные руководители

День памяти о геноциде советского народа нацистами и 5-9
их пособниками в годы
Великой Отечественной Войны
Школьная благотворительная ярмарка, праздничный 5-9
концерт коллективов доп. образования

18.04
24 апреля

Беседы
по
профилактике
правонарушений, 5-9
экстремистских проявлений, употребления ПАВ

Апрель

Месячник военно-патриотической работы
Плану):
День государственного флага России

Май

(по

отд. 5-9
5-9

22 мая

День Победы: акции «Бессмертный полк», «С 5-9
праздником, ветераны!», «Павшим в годы войны»,
проект «Окна Победы» и др.
Акция «Письма солдату», сбор
5-9
помощи военнослужащим

Май

Подготовка классных газет ко
общественных организаций России
Линейка «Последний звонок -2026»

детских 5-9

15 мая

5-9

25 мая

5-8

26 мая

Итоговые классные часы

Дню

В течение года

Зам. директора по ВР,
Советник по воспитанию
Классные руководители
Классные
руководители,
социальный
педагог,
педагоги-психологи.
Зам. директора по ВР,
Классные руководители
Педагог –организатор
Совет старшеклассников
Зам. директора по ВР
Руководитель юнармейского
отряда
Руководитель
волонтёрского отряда,
Классные руководители
Советник по воспитанию
Замдиректора по ВР,
Советник по воспитанию
Классные руководители

Модуль «Классное руководство»
(согласно индивидуальным планам классных руководителей)
Заседание МО классных руководителей

5-9

29 августа

Замдиректора по ВР

Планирование воспитательной работы
5-9
классов на 2025-2026 учебный год
Тематический классный час, посвящённый празднику 5-9
День знаний
Проведение кл. часов, Даты см. графи,. темы 5-9
планируете для своего класса на год!
Организация занятости учащихся во внеурочное время 5-9
в кружках, секциях, клубах и ДОП (Навигатор)

До 16 сентября

Классные руководители

01.09

Классные руководители

раз в неделю

Классные руководители

До 16 Сентября

Проведение социометрии в классе

5-9

До 16 сентября

Замдиректора по ВР
Классные руководители
Классные руководители

Оформление классных уголков
5-9
Планирование Индивидуальной работы с учащимися: 5-9
Активом, «Группой риска»,

До 16 сентября

Классные руководители

До 20 сентября

Классные руководители

сентябрь

Классные руководители

5-9

Каждый
понедельник

Классные руководители

5-9

Сентябрьоктябрь

Классные руководители

Изучение широты интересов и занятости в свободное от 5-9
занятий время
Организационные классные ученические собрания 5-9
«Правила внутреннего распорядка.
Правила поведения в школе»

сентябрь

Классные руководители

Сентябрь

Классные руководители

Проведение инструктажей перед каникулами
5-9
Проведение профилактических бесед перед каникулами

Октябрь,
ноябрь,Классные руководители
декабрь, февраль,
апрель, май
Каникулярный
Классные руководители
период

«ВШК», «ОВЗ»
Классный час «Опасность террористических
экстремистских проявлений среди
несовершеннолетних»
«Разговоры о важном»
Составление социальных паспортов класса

Проведение мероприятий на каникулах
(организация поездок, экскурсий, походов)
Проведение выборов актива классов
Организация и проведение тестирования по ПДД

и 5-9

5-9

5-9

октябрь

Кл. руководители
Классные руководители

Беседа «О нормах и правилах здорового образа
жизни»

7-9

07 апреля 10 апреля
Апрель

Беседа «О нормах и правилах здорового
образа жизни»
Беседа «Жизнь без конфликтов»
Беседа «Ответственность за нарушение
правил поведения»
Организация летней занятости

7-9

апрель

Классные руководители

7-9
5-9

Апрель
май

Советник по воспитанию
Классные руководители

5-9

Классные руководители

Встречи с интересными людьми

5-9

Июньавгуст
В течение
года

5-9

Модуль «Внеурочная деятельность»
(согласно утвержденному расписанию внеурочной деятельности)
Название курса
Кол-во часов
Классы
внеурочной деятельности
в неделю

Классные руководители

классные руководители

Руководитель

«Разговоры о важном»

5-9

1

Классные руководители

«Россия – мои горизонты»

6-9

1

Классные руководители

«Функциональная грамотность»

5-9

1

Классные руководители

Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Дела, события, мероприятия
Создание родительского комитета,
планирование его работы.

Классы

Дата

Ответственные

5-9

Сентябрь

Администрация школы,
классные руководители

Заседания Родительских комитетов классов

5-9

В течение года

Взаимодействие с социально-педагогической
5-9
службой школы
Родительские собрания – Даты см. график, темы 5-9
планируете для своего класса на год!
Раздел «Информация для родителей» на сайте
5-9
школы:
по
социальным
вопросам,
профориентации,
безопасности,
психологического
благополучия,
профилактики вредных привычек и правонарушений и
т.д.
Индивидуальная работа с семьями: в трудной
5-9
жизненной ситуации,
малообеспеченными и
многодетными, «Группы риска»
Работа с родителями по организации
5-9
горячего питания
Мониторинг
удовлетворённости
5-9
образовательным и

В течение года

Председатели
родительских комитетов
Советник по воспитанию

2 раза в
четверть
В течение года

Классные руководители

В течение года

Классные руководители
Советник по
воспитанию

В течение года

Классные руководители

В течение года

Администрация школы

5-9
вопросам 5-9

Ноябрь, март
В течение года

Работа Совета профилактики с
5-9
неблагополучными семьями по вопросам воспитания,
обучения детей

В течение года

Участие родителей в проведении общешкольных, 5-9
классных мероприятий: День знаний », День матери,
классные «огоньки» День победы, «Последний звонок»
и др.

В течение года

Директор школы
Зам. директора по ВР,
соц. Педагог, педагогипсихологи,
классный
руководитель
Зам. директора по ВР,
соц. Педагог, педагогипсихологи,
классный
руководитель
Администрация школы,
классные руководители

заместитель
директора по ВР

воспитательным процессом
Общешкольное родительское собрание
Индивидуальные
консультации
по
воспитания детей.

Модуль «Детские общественные объединения»
Дела, события, мероприятия

Класс

Дата

Дни единых действий РДДМ

5-9

По плану
РДДМ

Участие в Проекте «Большая перемена»

5-9

Участие в соревнованиях разного уровня

5-9

Участие Юнармейцев в патриотических мероприятиях

5-9

По плану
РДДМ
По плану
ШСК
По плану

Ответственные
Актив РДДМ
Советник по воспитанию
Классные руководители
Советник по воспитанию
МО физкультуры
Руководитель
юнармейского отряда
Классные руководители

Участие во Всероссийских проектах по активностям 5-9
РДДМ

По плану РДДМ

Участие в благотворительных акциях

5-9

Классные руководители

Участие в проекте «Добро не уходит
на каникулы»
Участие во Всероссийском Эко-проекте
«На связи с природой»

5-9

В течение
года
По плану
РДДМ
По плану РДДМ

Участие во Всероссийской акции «Мы - граждане 8
России»
Модуль «Самоуправление»

В течение года

Зам.директора по ВР

Дела

Класс

Дата

Организация дежурства по школе

5-9

Организация дежурства по классу

5-9

В течение
года
В течение года

Ответственные
Заместитель директора по
ВР

Совет Актива РДДМ

5-9

1 раз в месяц

5

Классные руководители
Советник
воспитанию

по

Актив класса
Советник по воспитанию

Участие
во
Всероссийских,
Региональных, 5-9
Муниципальных проектах, Акциях, мероприятиях
Выборы лидеров, активов классов,
5-9
распределение обязанностей.
Общешкольное
выборное
собрание
учащихся: 5-9
выдвижение кандидатур от классов в Совет
обучающихся школы, Совет Актива голосование и т.п.
Участие в проведении Дня самоуправления
9-е

По
плану
РДДМ

Актив РДДМ
Советник по воспитанию

Сентябрь

Классные руководители

Сентябрь

Советник по воспитанию

Март

Заместитель директора по
ВР, педагоги организаторы

Организация работы отряда Юнармия (индивидуальные 5-9
планы работы)
Проведение Уроков Мужества, культурно5-9
массовых и спортивных мероприятиях

Сентябрь

Руководитель Юнармии

Конец года

Классные руководители,
Лидеры советов класса

Дата
сентябрь
1-15 сентября

Ответственные
Зам.директора по ВР
Классные руководители

Начало
сентября
2-8 сентября

Ответственный
за
безопасность
Зам. директора по ВР,
Руководитель отряда ЮИД,
классные руководители

2 раза в
триместр

Зам. директора по ВР,Соц.
педагог
Классные
руководители
Классные руководители

Модуль «Профилактика и безопасность»
Дела, события, мероприятия
Классы
Месячник безопасности
5-9
Беседы о правилах ПДД, ППБ, правилах поведения 5-9
учащихся в школе, общественных местах. Вводные
инструктажи.
Учебная эвакуация
5-9
Неделя профилактики ДТП
Встречи сотрудников ГИБДД с учащимися,
беседы по ПДД, составление учащимися Схемы
безопасного пути «Дом-школа-дом»
Беседы по профилактике правонарушений

5-7

5-9

Беседы по безопасности учащихся в период
5-9
осенних каникул
Беседы по пожарной безопасности, правилах 5-9
безопасности на водоемах в зимний период,
поведение на школьных Елках.
Беседы с учащимися по правилам безопасности
5-9
в период весенних
каникул и «Осторожно, гололед»
Уроки безопасности «Это должен знать каждый!»
5-9
Декада по профилактике ДТП
5-9
Беседы,
посвящённые
правилам
пожарной 5-9
безопасности, поведения в лесу – угроза возникновения
лесных пожаров
Правила безопасного поведения на летних каникулах. 5-9
Инструктажи по ПДД, ППБ,
поведение на ж/д транспорте, на водоемах в
летний период и т.п.

Конец 1
триместра
Конец
2 триместра
Конец
2 триместра

Классные руководители

26.04.
Май
Май

Классные руководители

Конец
2 триместра

Классные руководители

Советник по воспитанию
Классные руководители

Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Дела, события, мероприятия
Оформление классных уголков
Выставка плакатов «Мы за ЗОЖ»
формат А3
Тематические выставки в школьной библиотеке

Классы
5-9
5-9

Дата
До 16 сентября
С 12 сентября

Ответственные
Классные руководители
Советник по воспитанию

5-9

Педагог-библиотекарь

Выставка Новогодних плакатов, формат А3
Новогоднее оформление кабинетов
Выставка информационного плаката «Герои
нашего времени», формат А3

5-9
5-9
5-9

В течение
года
Со 2 декабря
С 10 декабря
С 15 января

Уход за растениями в кабинетах и клумбах школы

5-9

В течение года

Советник по воспитанию
Классные руководители
Советник по воспитанию,
Классные руководители
Учитель технологии,
Классные руководители

Оформление стендов, кабинетов, коридоров школы к 5-9
различным праздникам
Трудовые десанты по уборке территории школы
5-9

В течение года

Классные руководители

В течение года

Классные руководители

Выставка плакатов «Мы помним- Великие
сражения ВОВ»

С 4 апреля

Советник по воспитанию,
Классные руководители

Выставка фотоколлажей «Наш класс
5-9
выбирает - Траекторию здоровья»
Трудовые десанты по уборке территории школы
5-9
Модуль "Внешкольные мероприятия"
Внешкольные
тематические
мероприятия 5-9
воспитательной
направленности,
организуемые
педагогами п о изучаемым в
образовательной
организации учебным предметам, курсам, модулям.
Экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную 5-9
галерею, технопарк, на предприятие и другое),
организуемые в классах классными руководителями, в
том числе
совместно с родителями (законными
представителями)

С 11 мая

Классные руководители

В течение года

Классные руководители

В течение года

Классные руководители
Учителя-

В течение года

Классные руководители

Патриотические акции: «Свеча
памяти»,
5-9
«Бессмертный полк», «Письмо ветерану»,
«Георгиевская
ленточка», «Обелиск»;
«Поздравь
ветерана», «Окна Победы и др.

По плану

Зам. директора по ВР,
Классные руководители

Акции по профилактике ДДТТ: «Юный пешеход!», 5-9
«Внимание,
водитель!»,
«Засветись»,
«Письмо
водителю» (отряд ЮИД «Перекресток»)

В течение года

Экологические акции «Бумажный бум»,
«Сдай батарейки»; (в сборе активно
семьи).

В течение года

Зам. директора по ВР,
Руководитель отряда ЮИД,
классные руководители
Зам. директора по ВР,
Классные руководители

участвуют

5-9

5-9

Модуль "Социальное партнерство"
Участие представителей организаций-партнеров, в том 5-9
числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в
проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания
и календарного
плана
воспитательной
работы
Участие представителей организаций-партнеров в 5-9
проведении отдельных уроков, внеурочных занятий,
внешкольных
мероприятий
соответствующей
тематической направленности.

предметники

В течение года

Замдиректора по ВР

В течение года

Замдиректора по ВР

Модуль «Школьные медиа»
Дела, события, мероприятия

Классы

Дата

Ответственные

Публикации новостей в школьном аккаунте в
Телеграмм
Публикации новостей в школьном аккаунте в ВК

5-9

Каждую неделю

5-9

Каждую неделю

Фоторепортажи с школьных мероприятий
Подготовка ведущих школьных мероприятий
Модуль «Профориентация»

5-9
5-9

В течение года
В течение года

Замдиректора по ВР
Советник по воспитанию
Замдиректора по ВР
Советник по воспитанию
Медиалаборатория
Замдиректора по ВР

Классы

Дата

Ответственные

Занятия отряда «Юнармия»

5-6

Вторникчетверг

Просмотр видео-уроков на сайте «Проектория»
Тематические экскурсии на предприятия
округа, области

5-9
5-9

Раз в месяц
В течение
года

Руководитель юнармейского
отряда
Классные руководители
Классные руководители

Дела, события, мероприятия

Занятия в рамках проекта по профминимуму
«Билет в будущее»
Беседы, представителями СПО

6-9

Раз в неделю

Учителя профминимума

5-9

Апрель

Участие во всероссийском проекте «Урок цифры»

5-9

В течение года

Зам. директора по ВР
классные руководители
Учитель информатики

Сентябрь-май

Классные руководители

Проведение тематических
профориентации

классных

часов

Модуль «Волонтерство»
Мероприятия дела, события

по 5-9

Классы

Участие в социально-значимой акции
«Открытка ветерану»
Участие в акциях совместно с инспектором ГИБДД

5-9

Дата
проведения
Май

5-9

В течение года

Акция «Поможем животным из приюта»
Акция «Бумаге вторую жизнь»

5-9
5-9

Февраль
В течение года

Акция «Сдай батарейки»

5-9

В течение года

Проведение акций по благоустройству школьной , 5-9
городской территории
Участие в конкурсах разного уровня
5-9

В течение года
В течение года

Ответственные
Учителя начальных
классов,
Зам. директора по ВР,
классные руководители,
руководитель ЮИД
Классные руководители
Классные руководители,
учащиеся
Классные руководители,
учащиеся
Классные
руководители, учащиеся
Классные
руководители,
учащиеся

Список тем классных часов согласно утвержденному Федеральному календарному плану
воспитательной работы
I полугодие 2025-2026 учебного года

II полугодие 2025-2026 учебного года

Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны,
День солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения
грамотности.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей;
Международный день музыки;

Январь:
25 января: День российского студенчества; 27 января:
День снятия блокады Ленинграда, День освобождения
Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" АушвицБиркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста.

4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;

8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;

Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства; 8 ноября:
День памяти погибших при исполнении
служебных обязанностей сотрудников органов
внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба
Российской Федерации.

Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецкофашистских войск в Сталинградской битве;

23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день; 18 марта: День
воссоединения Крыма с Россией;
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики.
Июнь:
1 июня: День защиты детей; 6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби; 27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской
Федерации; 27 августа: День российского кино.

Пояснительная записка
к годовому календарному учебному графику
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 45 Дзержинского района Волгограда»
на 2025/2026 учебный год
В соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) календарный учебный график (наряду с
учебным планом, рабочими программами предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочными и
методическими материалами, формами аттестации и др.) входит в состав образовательной программы.
Годовой календарный учебный график МОУ СШ № 45 является нормативным документом, позволяющим
реализовать в полном объеме образовательные программы общего образования и предназначен для четкой
организации образовательной деятельности в школе, организации деятельности педагогического коллектива в
учебном году. Годовой календарный учебный график принимается педагогическим советом школы и утверждается
приказом директора школы до начала учебного года. Все изменения, вносимые в график, утверждаются приказом и
доводятся до всех участников образовательных отношений. При этом продолжительность учебного года и каникул не
может быть уменьшена.
Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (с изменениями и дополнениями);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями и дополнениями);
- приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями):
- приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и
дополнениями);
- приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 №370 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 №704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
- Уставом МОУ СШ № 45
и составлен на текущий 2025/2026 учебный год, действителен с 01.09.2025 г. по 31.08.2026 г.
В целях формирования единого образовательного пространства в городе-герое Волгоград, на основании
требований федеральных календарных учебных графиков ФОП НОО, ФОП ООО, ФОПСОО, и рекомендаций
департамента по образованию администрации Волгограда от 07.04.2025 № 6/524, при формировании календарного
учебного графика на 2025/2026 учебный год используются следующие единые подходы:
Регламентирование образовательной деятельности:
 продолжительность учебного года в МОУ СШ № 45:
 начало учебного года: 01.09.2025 г.;
 продолжительность учебного года: в 1-х классах - 33 недели; во 2-11-х классах - 34 недели,
 окончание учебного года: для обучающихся 1-8-х, 10-х классов 26.05.2026 г., для обучающихся выпускных 9-х, 11х классов - учебный год длится до завершения государственной итоговой аттестации и заканчивается в соответствии с
расписанием ГИА, которое ежегодно утверждает федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
 на учебный год:
 в 1-11-х классах учебный год делится на триместры, триместры делятся на модули.
 на неделю:
 продолжительность учебной недели: пятидневная учебная неделя в 1-11-ых классах,
 на день:
 сменность: обучение в школе осуществляется в одну смену;

продолжительность урока: 2-11 классы – 40 минут,
кружки, учебные курсы – 40 минут,
начало занятий: для учащихся 1-11 классов в 08.20 ч.,
окончание занятий: согласно расписанию уроков, занятий.
Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
- используются «ступенчатый» режим обучения:
в сентябре – октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый,
в ноябре – декабре по 4 урока по 35 минут каждый,
в январе – мае по 4 урока по 40 минут каждый.
Внеурочная деятельность для учащихся проводится в соответствии с учебным планом и расписанием
внеурочной деятельности.
В 2025 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.10.2024 № 1335 «О переносе
выходных дней в 2025 году» перенесен выходной день с субботы 1 ноября на понедельник 3 ноября, поэтому 1 ноября
2025 года будет являться учебным днем по расписанию понедельника.





Организация промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования - за триместр (ноябрь, февраль и
май).
Итоговая промежуточная аттестация в переводных классах (во 2-8, 10 классах) является обязательной и
проводится в конце учебного года в мае без прекращения образовательной деятельности. Выбор предметов на
промежуточную аттестацию по итогам года, порядок, формы, сроки проведения определяются педагогически советом
школы, утверждаются приказом по школе и доводятся до сведения родителей (законных представителей) учащихся не
позднее, чем за 2 месяца до предлагаемого начала проведения промежуточной аттестации.
Государственная итоговая аттестация в 9, 11 классах проводится в соответствии со сроками,
установленными Министерством просвещения Российской Федерации на данный учебный год.
Данный годовой календарный учебный график оптимально сочетает учебную нагрузку учащихся с
каникулярным временем и соответствует требованиям нормативных документов, что позволяет в полном объеме
реализовать образовательные программы.
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2025/2026 учебный год
№
тримест
ра
I
II
III

№
моду
ля
1
2
3
4
5
6

Период обучения
01.09.2025 – 05.10.2025
13.10.2025 – 16.11.2025
24.11.2025 – 30.12.2025
12.01.2026 – 15.02.2026
24.02.2026 – 05.04.2026
13.04.2026 – 26.05.2026
ИТОГО

Продолжит
ельность
обучения
5 недель
5 недель
5 недель
6 недель
6 недель
7 недель
34 недели

Дата начала
и окончания каникул
06.10.2025 – 12.10.2025
17.11.2025 – 23.11.2025
31.12.2025 – 11.01.2026
16.02.2026 – 23.02.2026
06.04.2026 – 12.04.2026
27.05.2026 – 31.08.2026

Продолжительность учебного года во 2-х-11-х классах – 34 недели
Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 недели
Дополнительные каникулы для 1-х классов: 01.05.2026 – 07.05.2026

Продолжительность
каникул
7 календарных дней
7 календарных дней
12 календарных дней
8 календарных дней
7 календарных дней
41 календарный день

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».