ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «От простого к сложному. Конструирование и
моделирование» разработана для занятий с учащимися 6 классов в соответствии с требованиями
ФГОС. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства
личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию трудовой,
познавательной, художественно-эстетической деятельности, технического творчества каждого
учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими
психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо
предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества
технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора
технического творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и
способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости
мышления, раскрывая огромную ценность изделий. Такие занятия формируют техническое
мышление учащихся, позволяет овладеть техническими знаниями, развивает у них трудовые
умения и навыки, способствуют выбору профессии. Внеурочная деятельность дает возможность
шире познакомить учащихся с техникой, с общими принципами устройства и действия машин и
механизмов, с азбукой технического моделирования и конструирования, научить различным
методикам и техникой выполнения работ по декоративно-прикладному творчеству.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
1.
Воспитание личности творца,
замыслы в области технического творчества
устойчивых систематических потребностей
самоопределению.
2.
Развитие природных задатков
успеха.
способного осуществлять свои творческие
и моделирования. Формирование у учащихся
к саморазвитию, самосовершенствованию и
и способностей, помогающих достижению
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.
Расширить представления о технике и техническом творчестве
2.
Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и различными
инструментами с использованием различных технологий.
3.
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся,
развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
4.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, инициативность, творческие
способности.
На уровне предметного содержания занятия техническим моделированием создают условия
для воспитания:
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям
уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного
конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего
труда и др.);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (бережное отношение к
окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов,
организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Рабочая программа учебного курса «От простого к сложному. Конструирование и
моделирование» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и
развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие
коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль,
значение и применение материала в окружающей жизни. Программой предусматриваются
тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических
фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), физика,
химия. Программа « Техническое моделирование» предусматривает большое количество
развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала
школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет
возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его
сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с
аналогичными свойствами и качествами. В программе уделяется большое внимание формированию
информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала
информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника.
Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы,
технологические карты, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на
активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта
коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития
рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа учебного курса предусматривает задания, предлагающие разные виды
коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий
проект, презентации своих работ.
Содержание программы составлено на 34 часа (1 час в неделю).
Структура программы состоит из 6 образовательных блоков (теория, практика).
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но
и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют
развитию у детей творческих способностей, умение пользоваться разнообразными инструментами,
оборудованием, приспособлениями, а так же умение воплощать свои фантазии, как и умение
выражать свои мысли. Результаты обучения достигаются в каждом образовательном блоке.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие-1ч
Значение техники в жизни людей на примере различного вида транспорта и промышленного
предприятия. Достижения современной науки и техники. Показ готовых моделей игр,
выполненных ранее. Инструктаж по ТБ при работе с различными инструментами, станками и
приспособлениями.
Материалы и инструменты-1ч
Общее понятие о производстве бумаги и картона, пиломатериалов и их применение.
Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах. Инструменты, используемые в
работе с этими материалами. Правила использования и применения инструментов. Организация
рабочего времени и места. Способы изготовления деталей и их сборка.
Практическая работа
Изготовление деталей машин и плоских игрушек с подвижными частями.
Графическая грамота-2ч
Чертеж, как язык техники. Элементарные понятия о техническом рисунке, эскизе, чертеже и
различия между ними. Линии чертежа, их условные обозначения.
Понятия о разметке, способы разметки деталей. Проведение параллельных и
перпендикулярных линий. Способы перевода чертежей. Чертежные инструменты и
приспособления.
Практическая работа
Работы с использованием чертежных инструментов и приспособлений.
Технические и технологические понятия-5ч
Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро. Общие понятия о
процессе создания машин. Обзор основных видов материалов, применяемых в промышленном
производстве.
Практическая работа
Изготовление познавательных технических игр. Изготовление технологических карт,
технологических моделей.
Конструирование из плоских деталей-12ч
Понятия о конструктивных элементах, о проектировании расположения деталей
технического устройства в одной плоскости. Создание конструкции контурной модели.
Понятие о зависимости формы и назначения.
Практическая работа
Изготовление контурных моделей различных машин и геометрических фигур.
Конструирование объемных моделей, предметов-11ч
Простейшие геометрические тела: ромб, цилиндр, куб, конус, пирамида, параллелепипед.
Элементы геометрических тел. Основа предметов и технических устройств- это геометрические
тела. Анализ формы технологических объектов и сопоставление с геометрическими телами.
Понятие о развертках простых тел.
Практическая работа
Изготовление геометрических фигур из картона. Создание макетов машин из этих
геометрических тел. Изготовление из пластилина моделей разнообразной техники.
Заключительная часть-2ч
Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчетной выставке технического
творчества. Проведение выставки творчества учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия У
учащегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа для занятий техническим творчеством и
моделированием, включающих социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам технического творчества, к новым способам
самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования
технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности творческой деятельности;
учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости
технической творческой деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия учащийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. учащийся получит
возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно
находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера; учащийся получит возможность
научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть
монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия учащийся
научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения технической задачи
с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
устанавливать аналогии;
Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.
учащийся получит возможность научиться:
осуществлять
расширенный
поиск информации в
соответствии
с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое
мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных
материалах для технического творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными
видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных
материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение
общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать
различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; Сформировать систему универсальных учебных действий; Способы проверки
планируемых результатов:
1.Тестирование
2. Анализ продуктов творческой деятельности
3. Выставки творческих учащихся
4.Презентация творческих проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
Наименование раздела
Введение (2 часа)
Графическая
грамота (2часа)
Технические и
конструкторскотехнолог
ические понятия
(5часов):
Наименование темы
Коли-во
часов
Формы, виды работы
Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы
Вводное занятие
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Материалы и инструменты
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Конструкторскотехнологиче
ская документация.
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Понятие о разметке
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Процесс конструирования и
создания машин.
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Условия конструкторской
разработки по заданию.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Общие понятия о процессе
создания машин.
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Основные
виды
материалов,
применяемые в
промышленном производстве.
4
Конструирование из
плоских деталей (12
часов)
Технологический процесс.
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Понятие о контуре, силуэте
технического объекта.
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Понятие о конструктивных
элементах.
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Форма и ее закономерность .
1
Беседа
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Изготовление контурных
технических объектов по
шаблону.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Изготовление технических
объектов из плоских деталей
по рисунку.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Изготовление технических
объектов из плоских деталей
по чертежу.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Изготовление модели катера.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Изготовление
модели катера.
1
Беседа,
практическая часть
https://resh.edu.ru/subje
ct/48/
5
Конструирование
объемных предметов
(11 часа):
Изготовление моделей
самолетов из бумаги.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Изготовление контурных
моделей.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Изготовление контурной
модели автомобиля.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Изготовление контурной
модели автомобиля.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Геометрические тела и их
элементы.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Развертки геометрических
тел.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Изготовление геометрических
тел.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Геометрические тела как
объемная основа предметов и
технических объектов.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Изготовление макета
технического объекта из
готовых коробок.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje ct/48/
Изготовление
1
Беседа,
https://resh.edu.ru/subje
макетов технических
объектов путем
сочетания
геометрических
фигур и тел.
6
Заключительная часть
(2часа)
Итого:
практическая часть
ct/48/
Изготовление
макетов технических
объектов.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje
ct/48/
Изготовление
объемных моделей.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje
ct/48/
Изготовление
объемных моделей.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje
ct/48/
Изготовление
модели ракеты с
конической
головкой.
Изготовление
модели ракеты с
конической
головкой.
Заключительное
занятие.
Отчетная выставка.
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje
ct/48/
1
Беседа, практическая
часть
https://resh.edu.ru/subje
ct/48/
Беседа, практическая
часть
Выставка
https://resh.edu.ru/subje
ct/48/
https://resh.edu.ru/subje
ct/48/
1
1
34