СОДЕРЖАНИЕ
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
2
СОДЕРЖАНИЕ внеурочной деятельности ОФП
4
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
5
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Культура здоровья и движения» на уровне основного
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Актуальность
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет
количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в
состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепления здоровья детей является
одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из
направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению
заболеваний ОДА, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося
требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА.
Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора
мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного
режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы.
Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в
длительном пребывании в сидячей позе, в
снижении двигательной активности.
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование
здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа секции «О.Ф.П.»
относится к физкультурно-спортивной направленности.
Целью общей физической подготовки во внеурочное время является содействием всестороннему
развитию личности посредством формирования физической культуры школьника: крепкое здоровье,
хорошее физическое развитие. Оптимальный уровень двигательных способностей.
Достижение цели общего развития обеспечивается решением следующих основных задач
направленных на:
Формирование элементарных представлений о значении физической культуры для укрепления
здоровья человека.
Развитию координационных (точности воспроизведения и пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы,
согласование движений, ориентирование в пространстве) кондиционных (скоростных, скоростносиловых, выносливости и гибкости) способностей.
Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей.
Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, увеличение физических нагрузок, данные мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.)
Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,
отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений.
Содействию развитию психических процессов (представления, памяти,
двигательной деятельности.
мышления)
входе
Отличительные особенности программы по общей физической подготовке:
В отличие от типовой программы, программа по общей физической подготовке дополнена с учетом
интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам
спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Занятия строятся таким образом,
что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной,
насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём
нагрузок, наращивается темп выполнения задания, сложнее становятся выполняемые упражнения.
Программа является основным документом при проведении занятий во внеурочное время, однако не
должна рассматриваться как единственно возможный вариант планирования тренировочного
процесса. Различные региональные, климатические условия, наличие материальной базы,
тренажёрных и восстановительных средств могут служить основанием для корректировки
рекомендуемой программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание программы по Общей физической подготовке (офп) направленно на воспитание высоконравственных. Творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизация
трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Легкая атлетика. Беговые упражнения, прыжки, броски большого мяча, метание малого мяча.
Подвижные и спортивные игры. Салки, Гуси-лебеди, Метко в цель, Два Мороза, Запрещенное движение, Совушка, Охотники и зайцы, Кто быстрее схватит, Правильный номер, Удочка.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение. Знания о физической культуре. Что такое физическая культура. Как возникли физические упражнения. Чему обучают на уроках физической культуры. Как передвигаются животные. Как передвигается человек.
Способы физкультурной деятельности. Одежда для игр и прогулок. Подвижные игры. Что такое
режим дня. Утренняя зарядка. Физкультминутка. Личная гигиена.
Физическое совершенствование. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки.
Комплексы физкультминуток. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
По окончании изучения курса (О.Ф.П.) в начальной школе должны быть достигнуты определённые
результаты.
Личностные результаты включают готовность и способность занимающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки и
отражают:
Формирование чувства гордости за свою Родину, формирование
ценностей многонационального российского общества;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических качеств, доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты включают освоение школьниками ууд (познавательные,
регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, межпредметные понятия и отражают:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
Формирование умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха
Предметные результаты включают освоенный занимающимися в процессе изучения данного
предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и
отражают:
Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления
здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое. Интеллектуальное, эмоциональное, социальное). О физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня.
Утренняя зарядка. Оздоровительные мероприятия, подвижные игры и.т.д)
Возраст детей: с7-11 лет
Срок реализации: Программа рассчитана на три года обучения. После прохождения трехлетнего
цикла педагог может дополнить программу исходя из своего опыта, специализации и интересов
детей.
Форма и режим занятий: Занятия будут проходить 1 час 1-2 классы в неделю и 1 час 3-4 классы в
неделю. Основными формами учебно- тренировочной работы в секции являются: групповые занятия,
участие в соревнованиях, теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа
учебных кинофильмов или видеозаписей). Основными формами проведения занятий являются
тренировка и игра.
Планируемые результаты Учащиеся должны уметь:
1.
Планировать занятия физическими упражнениями в режиме внеурочной деятельности, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
2.
Использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовленности человека;
3.
Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела0
и развития основных физических качеств;
4.
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам пр выполнении заданий,
проявлять доброжелательное отношение и уважительное отношение при объяснении ошибок и
способов устранения;
5.
Соблюдать требования ТБ к местам проведения занятий;
6.
Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и в соревновательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Ожидается , что к концу обучения воспитанники:
будут владеть основными техниками всех видов двигательной деятельности;
будут развиты физические качества (выносливость, быстрота, сила, скорость и др.);
будет укреплено здоровье;
будет сформирован устойчивый интерес, мотивация к занятиям физической культурой и к
здоровому образу жизни;
будут сформированы знания об основах физкультурной деятельности;
будут сформированы знания об основных самостоятельных освоениях двигательных действий
и развития физических качеств, коррекции осанки и телосложения.
Способы оценивания уровня достижения учащихся.
В процессе освоения программы предусмотрена система контрольных испытаний, тесты, участие в
соревнованиях, физическое развитие (тестирование физической подготовленности, педагогическое
наблюдение, антропометрическое
обследование).
Проверка знаний через опрос, контрольные
упражнения,
тестирование, индивидуальная беседа и. др.
Методы и приёмы проведения занятий:
Словесные (рассказ, объяснение, указания)
Наглядные (показ, демонстрация фильмов, просмотр соревнований, схем ,
таблиц)
Практические (опробование упражнений, самостоятельное выполнение, участие в соревнованиях)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета , учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные
программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения
и воспитания различных групп пользователей , представленными в электронном (цифровом) виде и
реализующими дидактические возможности ИКТ , содержание которых соответствует
законодательству об образовании.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности ОФП
№
Наименование
разделов и тем
программы
Кол-во
часов
Форма проведения
занятий
Реализация воспитательного потенциала учебного
занятия
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Сайт «Инфоурок»
Сайт INTOLIMP
Сайт NIK-SHAIL
Сайт – Moi- universitet
Сайт эл.библиотека ELIB
RARY
Сайт Smartolimp
1.
Т/б на уроках л/а и
подвижных игр
Основы знаний.
Строевые приёмы.
ОФП. Изучение техники бега с высокого старта. Бег 30м.
Подвижные игры.
1
Индивидуальные и груп- Формировать у учащихся культуру
повые занятия, теоретиче- здорового и безопасного образа
жизни; Формировать такие качества
ские занятия
как: культура поведения,
эстетический вкус, уважение
личности; Популяризац ия занятий
физической культурой
и
спортом.
Пропаганда здорового образа жизни.
2.
Строевые приёмы.
ОФП.
Совершенствовани е
техники бега с высокого старта. Бег 30м.
1
Индивидуальные и груп- Поощрение детских инициатив
повые занятия, теоретиче- детского самоуправлен ия;
ские занятия
Воспитание
3.
Изучение техники
прыжка в длину с
места. Подвижные
игры.
1
Индивидуальные и груп- Силы воли, ответственности,
повые занятия, теоретиче- формирование установок
ские занятия
на защиту слабых
4.
Совершенствовани е
техники бега с высокого старта. Бег 30м.
1
Индивидуальные и груп- Воспитание дисциплинированности, Сайт NIKSHAIL
повые занятия, теоретиче- доброжелательного отношения к тоские занятия
варищам, честности, отзывчивости,
смелости во время выполнения физических упражнений.
и Сайт «Инфоурок»
Сайт INTOLIMP
5.
Строевые приёмы.
Совершенствование
техники прыжка в
длину с места.
1
6.
Строевые приёмы.
ОФП. Изучение техники медленного
бега.
Подвижные игры.
Строевые приёмы.
ОФП.
Совершенствовани е
техники медленного
бега.
Подвижные игры.
Строевые приёмы.
ОФП. Прыжок в
длину с места
(зач.). Эстафеты
1
Строевые приёмы.
ОФП. Поднимание,
опускание туловища
за
30сек.(зач.). Подви
жные игры.
Строевые приёмы.
ОФП. Челночный
1
7.
8.
9.
10.
1
1
1
Индивидуальные и груп- Формировать у учащихся культуру Сайт
повые занятия, теоретиче- здорового
и безопасного образа
ские занятия
жизни; Формировать такие качества
как: культура поведения,
эстетический вкус, уважение
личности; Популяризация занятий
физической культурой и спортом.
Индивидуальные и груп- Воспитание дисциплинированности, Сайт эл.библиотека ELIB
повые занятия, теоретиче- доброжелательного отношения к то- RARY
ские занятия
варищам, честности, отзывчивости,
смелости во время выполнения физических упражнений,
Индивидуальные и груп- Поощрение детских инициатив
и Сайт
повые занятия, теоретиче- детского самоуправлен ия; Воспитаские занятия
ние
силы воли, ответственности, формирование установок
на защиту слабых.
Индивидуальные и груп- Формировать у учащихся культуру Smartolimp
повые занятия, теоретиче- здорового
и безопасного образа
ские занятия
жизни; Формировать такие качества
как: культура поведения,
эстетический вкус, уважение
личности; Популяризация занятий
физической культурой
и
спортом.
Пропаганда здорового образа жизни.
Индивидуальные и груп- Воспитание дисциплинированности, Сайт «Инфоурок»
повые занятия, теоретиче- доброжелательного отношения к тоские занятия
варищам, честности, отзывчивости,
смелости во время выполнения физических упражнений,
Индивидуальные и груп- Поощрение детских инициатив
и Сайт INTOLIMP
повые занятия, теоретиче- детского самоуправлен ия; Воспита-
бег (зач.).
Подвижные игры.
ские занятия
11.
Строевые приёмы.
ОФП. Наклон туловища вперед
(зач.). Эстафеты.
1
12.
Строевые приёмы.
ОФП.
Подтягивание (зач.).
Подвижные игры.
1
13.
Строевые приёмы.
ОФП. Отжимание в
упоре лежа (зач.).
Подвижные игры.
1
14.
Строевые приёмы.
ОФП. Прыжки на
скакалке (зач.).
Подвижные игры.
1
15.
Строевые приёмы.
ОФП. Вис на перекладине (зач.).
Эстафеты.
1
ние
Силы воли, ответственности, формирование установок
на защиту слабых
Индивидуальные и груп- Формировать у учащихся культуру Сайт NIK-SHAIL
повые занятия, теоретиче- здорового
и безопасного образа
ские занятия
жизни; Формировать такие качества
как: культура поведения,
эстетический вкус, уважение
личности; Популяризация занятий
физической культурой
и
спортом.
Пропаганда здорового образа жизни.
Индивидуальные и груп- Воспитание дисциплинированности, Сайт
повые занятия, теоретиче- доброжелательного отношения к тоские занятия
варищам, честности, отзывчивости,
смелости во время выполнения физических упражнений,
Индивидуальные и груп- Воспитание дисциплинированности, Сайт эл.библиотека ELIB
повые занятия, теоретиче- доброжелательного отношения к то- RARY
ские занятия
варищам, честности, отзывчивости,
смелости во время выполнения физических упражнений,
Индивидуальные и груп- Воспитание дисциплинированности, Сайт
повые занятия, теоретиче- доброжелательного отношения к тоские занятия
варищам, честности, отзывчивости,
смелости во время выполнения физических упражнений,
Индивидуальные и груп- Формировать у учащихся культуру Smartolimp
повые занятия, теоретиче- здорового и безопасного образа
ские занятия
жизни; Популяризация занятий
физической культурой и спортом.
Пропаганда здорового образа жизни.
16.
Строевые приёмы.
ОФП. Подвижные
игры.
1
17.
Строевые приёмы.
ОФП. Подвижные
игры.
1
18.
Строевые приёмы.
ОФП. Подвижные
игры.
1
19.
Строевые приёмы.
ОФП. Эстафеты.
Подведение
итогов.
1
20.
Т/б на уроках
спорт.игр.
Основы знаний.
Строевые приемы
(размыкание и смыкание приставными
шагами). Изучение
техники передачи
мяча одной, двумя
руками у стены, в
парах и через сетку.
1
Индивидуальные и груп- Поощрение детских инициатив
и
повые занятия, теоретиче- детского самоуправления; Воспитаские занятия
ние
Силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Индивидуальные и груп- Поощрение детских инициатив
и
повые занятия, теоретиче- детского самоуправления; Воспитаские занятия
ние
Силы воли, ответственности, формирование установок
на защиту слабых
Индивидуальные и груп- Поощрение детских инициатив
и
повые занятия, теоретиче- детского самоуправления; Воспитаские занятия
ние
Силы воли, ответственности, формирование установок
на защиту слабых
Индивидуальные и груп- Поощрение детских инициатив
и
повые занятия, теоретиче- детского самоуправления; Воспитаские занятия
ние
Силы воли, ответственности, формирование установок
на защиту слабых
Индивидуальные и
Формировать у учащихся культуру
групповые занятия,
здорового
и безопасного образа
теоретические занятия
жизни; Формировать такие качества
как: культура поведения,
эстетический вкус, уважение
личности; Популяризация занятий
физической культурой
и
спортом.
Пропаганда здорового образа жизни.
Сайт «Инфоурок»
Сайт INTOLIMP
Сайт NIK-SHAIL
Сайт
Сайт эл. библиотека ELIB
RARY
21.
22.
23.
24.
Подвижные игры.
Строевые приемы.
Совершенствование
техники передачи
мяча одной, двумя
руками у стены, в парах и через
сетку. Подвижные
игры.
Строевые приемы.
Совершенствование
техники передачи
мяча одной, двумя
руками у стены, в парах и через сетку.
Подвижные игры.
Строевые приемы.
Изучение техники
ловли мяча (согнутыми руками, не прижимая к себе). Совершенствование
техники передачи
мяча одной, двумя
руками.
Подвижные игры.
Строевые приемы.
Совершенствование
техники ловли мяча
(согнутыми руками,
не прижимая к себе).
Подвижные игры.
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
Поощрение детских инициатив
и
детского самоуправления; Воспитание
Силы воли, ответственности, формирование установок
на защиту слабых
Сайт «Инфоурок»
Сайт INTOLIMP
Сайт NIK-SHAIL
Сайт – Moi- universitet
Сайт эл.библиотека ELIB
RARY
Сайт –Smartolimp
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
Сайт «Инфоурок»
Сайт INTOLIMP
Сайт NIK-SHAIL
Сайт – Moi- universitet
Сайт эл.библиотека
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
Формировать у учащихся культуру
здорового
и безопасного образа
жизни; Формировать такие качества
как: культура поведения,
эстетический вкус, уважение
личности; Популяризация занятий
физической культурой и спортом.
Пропаганда здорового образа жизни.
Поощрение детских инициатив
и
детского самоуправления; Воспитание
Силы воли, ответственности, формирование установок
на защиту слабых
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
Сайт «Инфоурок»
Формировать у учащихся культуру Сайт INTOLIMP
здорового
и безопасного образа
жизни; Формировать такие качества
как: культура поведения,
эстетический вкус, уважение
личности; Популяризация занятий
физической культурой
и
спортом. Пропаганда здорового
25.
Строевые приемы.
Подвижные игры с
мячом.
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
26.
Строевые приемы.
Подвижные игры.
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
27.
Строевые приемы.
Эстафеты.
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
28.
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
29.
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
образа жизни.
Поощрение детских инициатив
и Сайт NIK-SHAIL
детского самоуправления; Воспитание
Силы воли, ответственности, формирование установок
на защиту слабых
Поощрение детских инициатив
и Сайт
детского самоуправлен ия; Воспитание
Силы воли, ответственности, формирование установок
на защиту слабых
Поощрение детских инициатив
и Сайт эл.библиотека ELIB
детского самоуправления; Воспита- RARY
ние силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Формировать у учащихся культуру Сайт
здорового
и безопасного образа
жизни; Формировать такие качества
как: культура поведения,
эстетический вкус, уважение
личности; Популяризация занятий
физической культурой
и
спортом.
Пропаганда здорового образа жизни.
Поощрение детских инициатив
и Smartolimp
детского самоуправления; Воспитание
Силы воли, ответственности, формирование установок
на защиту слабых
30.
Сдача контр.норматива- поднимание
опускание туловища
за 30 сек.
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
31.
Л/а (прыжок в длину с разбега). Бег с
низкого старта.
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия.
32.
Сдача контр.норматива- отжимание.
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
1
Индивидуальные и
групповые занятия,
теоретические занятия
33.
34.
Сдача контр.норматива- наклон туловища вперед.
Поощрение детских инициатив и дет- Сайт «Инфоурок»
ского самоуправления; Воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых
Пропаганда здорового образа жизни. Сайт INTOLIMP
Поощрение детских инициатив
и Сайт «Инфоурок»
детского самоуправления; Воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых
Поощрение детских инициатив
и Сайт «Инфоурок»
детского самоуправления; Воспитание. Силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту
слабых
Формировать у учащихся культуру Сайт «Инфоурок»
здорового
и безопасного образа
жизни; Формировать такие качества
как: культура поведения,
эстетический вкус, уважение
личности; Популяризация занятий
физической культурой и спортом.
Пропаганда здорового образа жизни.