ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует ознакомлению с родным краем, изучая местную флору и фауну, памятники природы областного и местного значения, экологическое
состояние природного ландшафта. Особое внимание обращено на антропогенный фактор
воздействия на окружающую среду, рассматриваются меры по охране природы родного
края.
Программа учебного курса «Краеведение» предназначена для обучающихся 8 классов.
Цели программы:
Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах области.
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе наблюдения за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний.
Воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры
Задачи программы:
Ознакомление с актуальностью проблемы сохранения в мире, стране, области,
Освоение знаний об основных жизненных формах, видах, экологических группах
растений, грибов, лишайников, о необходимых мерах их охраны, рационального использования хозяйственно-ценных видов в регионе
Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, природных сообществах области для обоснования мер их защиты
Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края
Учебный курс «Краеведение» является частью учебного плана школы, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Введение (2 часа)
Биоразнообразие природы Волгоградской области.
Проблема сохранения биоразнообразия.
История изучения природы Волгоградской области
Тема 2. Краткая физико-географическая характеристика территории Волгоградской области (3часа)
Географическое положение, рельеф Волгоградской области.
Климат. Поверхностные и подземные воды.
Ландшафты и природные зоны Волгоградской области.
Тема 3. Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Волгоградской области (8 часов)
Жизненные формы и экологические группы растений Волгоградской области.
П/Р «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке»
Жизненные формы и экологические группы растений степей и полупустынь.
П/Р «Определение по гербарию жизненных форм растений степей и полупустынь»
П/Р «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений
леса»
Искусственные растительные сообщества городов и поселков Волгоградской области
Жизненные формы растений водоемов и солончаков.
Голосеменные растения Волгоградской области
Тема 4. Основные систематические группы травянистых растений Волгоградской области.
Биоразнообразие грибов и лишайников (8 часов)
Систематика покрытосеменных. Структура определителей и определительных карточек.
П/Р «Характеристика растений семейства Розоцветные»
П/Р «Характеристика растений семейства Бобовые»
П/Р «Характеристика растений семейства Сложноцветные»
П/Р «Характеристика растений семейства Луковые и Лилейные»
П/Р «Характеристика растений семейства Мятликовые»
Съедобные и ядовитые грибы Волгоградской области.
Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников Волгоградской области.
Тема 5. Животный мир Волгоградской области (4 часа)
Животные степей и полупустынь.
Животные древесно-кустарниковых насаждений.
Животные водоемов и околоводных пространств.
Защита презентаций «Зоологический музей»
Тема 6. Редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники Волгоградской области (5 часов)
Основные категории редких и охраняемых растений, грибов, лишайников
Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников и животных Волгоградской области.
Охраняемые территории Волгоградской области: природные парки, памятники природы, заказники
О чем говорят названия на карте Волгоградской области.
Тема 7. Экскурсии (3 часа)
Экскурсия на водоем
Экскурсия в степь.
Экскурсия в парк.
Резервный час (1 час)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты:
формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической
информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями
справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной
и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать
и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия
популяций, видов, сообществ в мире, стране, области
объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области
определять по гербариям древесные и кустарниковые породы растений, травянистые растения
сравнивать растения, грибы, лишайники различных систематических экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям
оформлять результаты экскурсий
формулировать выводы на основе собранного материала
давать характеристику растениям разных систематических групп
прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие области
-применять знания для обоснования мер охраны видов, природных сообществ
- использовать знания для разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников области.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями;
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1.
Наименование разделов и тем программы
Всего
3.
4.
5.
Библиотека ЦОК
Краткая физико-географическая характеристика территории Волгоградской области
Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Волгоградской области
Основные систематические группы травянистых растений Волгоградской области. Биоразнообразие
грибов и лишайников
7.
0
0
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
3
0
0
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
8
0
3
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
8
0
5
Животный мир Волгоградской области
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
4
6.
Практические
работы
Введение
2
2.
Контрольные
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
0
0
Редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники
Волгоградской области
5
0
0
Экскурсии
3
0
0
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418886
8
Резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
0
0
34
0
8