МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 45 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СШ №45
_____________Д.И. Свиридова
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2025/2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Волгоград, 2025
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 45 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
НА 2025/2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОО
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных
программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных
от урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными
документами и методическими рекомендациями:
−
Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704 "О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2025 N
81220);
−
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрировано
в
Минюсте
России
05.07.2021
№
64101)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/;
−
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
−
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03
«О направлении методических рекомендаций» (Информационно методическое письмо об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования);
−
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном»;
−
ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО с изменениями и дополнениями
−
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
−
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
т 28.09.2020 № 28. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи";
−
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21).
Программы внеурочной деятельности направлены:
на расширение содержания программ общего образования;
на реализацию основных направлений образовательной политики;
на формирование личности ребенка.
В учреждении используется модель организации внеурочной деятельности на основе
оптимизации внутренних ресурсов школы: внеурочную деятельность реализуют классные
руководители, учителя-предметники.
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы
−
−
−
внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной
образовательной программы. В целях реализации плана внеурочной деятельности
образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других
организаций (в 4 том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного
образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации
высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные,
детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми
ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную
и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Допускается
формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня
образования. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС СОО школа обеспечивает
проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности. В 2025–2026 учебном
году количество часов внеурочной деятельности в 10–11 классах по требованиям ФГОС среднего
общего образования составляет не более 340 часов в год (680 часов за 2 года, но не более 700
часов).
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 4
часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия
обучающегося еженедельно до 1 часа, на профориентацию обучающихся еженедельно до 1 часа.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет
самостоятельно.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул.
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы
внеурочной
деятельности
используются
на
социальное,
творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием
организации внеурочной деятельности является достижение обучающимися планируемых
результатов освоения образовательной программы начального общего образования, в том числе с
учетом реализации рабочих программ учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей,
курсов внеурочной деятельности, предусмотренных образовательной программой ее
воспитательной направленности, соотнесенность с рабочей программой воспитания
образовательной организации. С целью реализации принципа формирования единого
образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
используются через реализацию модели плана с преобладанием учебно-познавательной
деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным
предметам и формированию функциональной грамотности:
Модель плана внеурочной деятельности
Преобладание
учебно-познавательной деятельности
Преобладание
педагогической поддержки обучающихся
Содержательное наполнение
- занятия обучающихся по углубленному
изучению отдельных учебных предметов;
- занятия обучающихся по формированию
функциональной грамотности;
- занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими проектно-исследовательскую
деятельность;
- профориентационные занятия
обучающихся;
- дополнительные занятия обучающихся,
испытывающих затруднения в освоении учебной
Преобладание
деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий
программы;
- дополнительные занятия обучающихся,
испытывающих трудности в освоении языков
обучения;
- специальные занятия обучающихся,
испытывающих затруднения в социальной
коммуникации;
- специальные занятия обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
- занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими деятельность детских
общественных объединений и органов
ученического самоуправления;
- занятия обучающихся в рамках циклов
специально организованных внеурочных занятий,
посвященных актуальным социальным,
нравственным проблемам современного мира;
- занятия обучающихся в социально
ориентированных объединениях: экологических,
волонтерских, трудовых и т.п.
Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью
образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной
политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач
разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты.
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование
организации внеурочной деятельности обучающихся как неотъемлемой части образовательного
процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный
процесс.
В рамках реализации целей и задач Федеральных государственных образовательных
стандартов внеурочная деятельность обучающихся должна стать неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе.
В письме Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 даны методические рекомендации
по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности.
Принципы организации внеурочной деятельности.
Организуя внеурочную деятельность
придерживаются следующих принципов:
школьников,
педагоги
МОУ
СШ
№
45
Интерес. Важно, чтобы педагог помог ребенку найти в школе «свою» внеурочную
деятельность, привлекательную именно для него. Это поможет укрепить контакты педагогов с
детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы,
уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности.
Сотрудничество. Важно, чтобы педагог организовывал внеурочную деятельность не
столько для детей, сколько вместе с детьми. То есть давал им возможность взять на себя
ответственность за отдельные фрагменты организации этих видов деятельности - сначала за
фрагменты попроще, затем посложнее. Это помогает детям взрослеть, преодолевая свою
инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность.
Доверие. Во внеурочной деятельности педагогу особенно важно стремиться к
установлению доверительных и доброжелательных отношений со школьниками. Это поможет
ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше
прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и
жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания.
Неназидательность. Содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку
в форме назиданий. Ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации.
Важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить,
доказывать свою точку зрения, слышать мнения других. Только тогда будет формироваться его
мировоззрение, его собственная жизненная позиция.
Внеурочная деятельность в МОУ СШ № 45 для 10-11 классов организуется по 5
направлениям развития личности (спортивно - оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), отражает участие обучающихся в жизни
ученических сообществ, в воспитательных мероприятиях ОУ, в предметных олимпиадах.
Намечены следующие мероприятия для развития системы внеурочной деятельности:
-составление планов внеурочной деятельности по направлениям личности для
обучающихся 10- 11 классов;
-разработка новых рабочих программ деятельности детских творческих объединений;
-материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
-информирование о деятельности волонтерских организациях в Волгограде и
Волгоградской области.
Основная идея: создание педагогических условий развивающей среды для
воспитания и социализации обучающихся 10-11-х классов во внеурочной деятельности.
Цель: разработка механизмов организации внеурочной деятельности.
Основные задачи: создание условий для индивидуального развития ребенка в
избранной сфере внеурочной деятельности;
получение опыта самостоятельного общественного действия;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение
рамок общения с социумом.
Описание:
Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать
требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За
счёт часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные
образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные
программы.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные
ресурсы (учителя - предметники, классные руководители, учителя физической культуры, педагог
- библиотекарь, педагоги социально – психологической службы).
Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. ФГОС
определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности до 700 часов за
два года обучения на уровне среднего общего образования.
Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая
утверждается образовательной организацией с учетом запросов семей, интересов обучающихся и
возможностей общеобразовательной организации. Формы реализации внеурочной деятельности
образовательная организация определяет самостоятельно.
Детское общественное объединение является формой организации деятельности детей,
способной удовлетворить потребности детей в общении, дать им опыт лидерства и умение
работать в коллективе.
Детское объединение помогает распознать индивидуальные особенности и возможности
каждого ребенка. Детское объединение дополняет воспитательную деятельность школы,
повышая воспитательный потенциал обучения детей, стремясь воспитать обучающихся в духе
демократии, свободы и личного достоинства. Кроме этого, оно предоставляет реальные
возможности каждому ребенку организовать свою внеурочную деятельность по различным
направлениям.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального
общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности
школы предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности отводится на занятие
«Разговоры о важном». Главной целью таких занятий должно стать развитие ценностного
отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и великой культуре. Занятия направлены на формирование соответствующей
внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной
России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
1 час в неделю для обучающихся 6-11 -х классов – на занятия, направленные на
формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, приобретение
навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для
осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысления
профориентационнозначимого опыта обучающихся «Россия – мои горизонты» - она же «Билет
в будущее». Главной их целью должно стать формирование готовности школьников к
осознанному выбору направления продолжения своего образования и своей будущей профессии,
осознание ими важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и
внепрофессиональной деятельности, развитие их ценностного отношения к труду как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
В рамках профориентационных занятий рекомендуется не только знакомить школьников с
миром профессий и способами получения профессионального образования, но и помогать им
осваивать важные надпрофессиональные навыки - общения, работы в команде, поведения в
конфликтной ситуации и т.п. Владение ими позволит ребенку в будущем реализовать себя как в
профессиональной сфере, так и в личной жизни. Важной составляющей занятий должна стать и
работа, направленная на познание ребенком самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей. Это поможет ему стать увереннее в себе, адекватнее оценивать свои силы и
возможности.
Основной формат внеурочных занятий «Россия - мои горизонты» - профориентационное
занятие. Основные темы занятий связаны с востребованными профессиями реального сектора
экономики, а также с выдающимися достижениями России в отраслях промышленности,
цифровых технологиях, инженерном деле, государственном управлении и общественной
безопасности, медицине и здравоохранении, агросфере, социальном развитии, туризме,
креативных индустриях и других отраслях экономики. Профориентационные беседы, деловые
игры и квесты, решение кейсов, совместное изучение специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии,
посещение ярмарок профессий и профориентационных парков – эти и другие формы работы
помогут школьнику подготовиться к выбору своей будущей профессии. Занятия в рамках
внеурочной деятельности проходят по четвергам в 6 -11 классах. Курс внеурочной деятельности
нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению,
ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, в том числе
финансовой грамотности). Главной целью этих внеурочных занятий должно стать развитие у
школьников способности применять приобретённые на обычных уроках знания, умения и
навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной
учебной проблемы. Эти внеурочные занятия реализуют один из самых важных педагогических
принципов – связь образования с жизнью.
3 часа в неделю рекомендуется отводить на занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. Это могут быть занятия
по дополнительному или углубленному изучению школьниками учебных предметов или
модулей; занятия в рамках их исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с
освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами
участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников,
испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка
преподавания; специальные занятия для школьников с ограниченными возможностями здоровья
или испытывающими затруднения в социальной коммуникации и т.п.
Главной целью этих внеурочных занятий должно стать интеллектуальное и
общекультурное развитие школьников, удовлетворение их особых познавательных, культурных,
оздоровительных потребностей и интересов. Эти занятия должны быть направлены на
формирование ценностного отношения школьников к знаниям как залогу их собственного
будущего и к культуре в целом как к духовному богатству общества, сохраняющему
национальную самобытность народов России.
2 часа в неделю рекомендуется отводить занятиям, направленным на удовлетворение
интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в их
самореализации, раскрытии и развитии их способностей и талантов.
Это могут быть занятия школьников в различных творческих объединениях –
музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках
художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.
Главная их цель - раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре.
Это могут быть занятия школьников в спортивных объединениях - секциях и клубах,
организация спортивных турниров и соревнований. Их целью является физическое развитие
обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Это могут быть занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой
направленности. Главная их цель – оздоровление школьников, привитие им любви к своему
краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего труда.
2 часа в неделю рекомендуется отводить занятиям, направленным на удовлетворение
социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение
деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных
объединений, органов ученического самоуправления, на организацию вместе с детьми комплекса
совместных дел воспитательной направленности.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей» в 5 - 11 классах вводится курс внеурочной
деятельности «Семьеведение».
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
− Часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся. Это могут быть занятия по дополнительному
или углубленному изучению школьниками учебных предметов или модулей; занятия в рамках их
исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального
компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников
образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка преподавания;
специальные занятия для школьников с ограниченными возможностями здоровья или
испытывающими затруднения в социальной коммуникации и т.п. Главной целью этих
внеурочных занятий должно стать интеллектуальное и общекультурное развитие школьников,
удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и
интересов. Эти занятия должны быть направлены на формирование ценностного отношения
школьников к знаниям как залогу их собственного будущего и к культуре в целом как к
духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России.
− Часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии,
помощь в их
самореализации, раскрытии и развитии их способностей и талантов:
• занятия школьников в различных творческих объединениях – музыкальных, хоровых
или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества,
журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п. Главная их цель - раскрытие
творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре.
• занятия школьников в спортивных объединениях - секциях и клубах, организация
спортивных турниров и соревнований. Их целью является физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
• занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности. Главная
их цель – оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков
самообслуживающего труда.
− Часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение социальных
интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности
социально ориентированных ученических сообществ, Школьного киноклуба, детских
общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию вместе с
детьми комплекса совместных дел воспитательной направленности.
Сетка часов внеурочной деятельности
МОУ СШ № 45 на 2025/2026 учебный год
СОО
Направление внеурочной
деятельности
Форма организации
внеурочной
деятельности
Наименование
курса
Информационно-просветительские
занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности
«Разговоры о важном»
Занятия по формированию
функциональной
грамотности обучающихся
(читательской, математической,
естественнонаучно, в том числе фин.
грамотности).
цикл внеурочных
занятий для
обучающихся
«Разговоры о
важном»
интегрированные
курсы,
метапредметные
кружки
«Секреты русского
языка»
Занятия,
направленные
на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей обучающихся
путём реализации курса «Россия — мои
горизонты» — «Билет в будущее».
профориентационные
занятия,
профессиональные
пробы, ролевые игры
«Основы
функциональной
морфологии:
анатомия и
гистофизиология
человека»
«Россия — мои
горизонты»
—
«Билет в будущее».
Количество часов в
неделю
(по классам)
X
XI
1
1
1
1
1
1
1
1
Занятия, связанные с реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей
обучающихся.
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом
и физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Занятия,
направленные
на
удовлетворение социальных интересов и
потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ,
детских
общественных
объединений, органов ученического
самоуправления,
на
организацию
совместно с обучающимися комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности.
Кружки предметной
направленности
Творческие
объединения, студии,
кружки спортивной
направленности
Комплекс
воспитательных
мероприятий
«Психологопедагогический
класс»
«Правовое
сознание»
«АгроТраекториЯ»
1
1
1
1
1
1
«Театр Ш.Т.У.Р.М.»
1
1
Экскурсии в
рамках курса
«Технологические
каникулы»,
1
1
Школьный
киноклуб, РДДМ,
Совет
старшеклассников
и др.
1
1
«Волейбол»,
«Баскетбол».
Всего:
10
10
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в
школе имеются необходимые условия: спортивный и актовый залы, библиотека, спортивный
стадион.
ОУ оборудовано компьютерной техникой, подключенными к локальной сети
Интернет. В кабинетах имеются компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные
доски.
Предполагаемые результаты
В ходе реализации внеурочной деятельности необходимо достичь следующих результатов:
− развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе
внеурочной деятельности;
− приобретение учащимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
понимания социальной реальности и повседневной жизни;
− формирование позитивных отношений учащегося к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом;
− воспитание уважительного отношения к своей школе, району, городу; получение
обучающимся опыта самостоятельного социального действия;
− формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности
обучающихся;
− формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской),
этнической, культурной, гендерной и др.
− увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
− воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
− формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры,
осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
− реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение обучающимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой
обществом системы ценностей.
Цель и идеи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих достижение учащимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у обучающихся
принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и
социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие
здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и
правовым самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность.
Ведущими идеями плана внеурочной деятельности МОУ СШ № 45 являются:
− создание
условий
для достижения обучающимися уровня образованности,
соответствующего их личностному потенциалу;
− ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
− удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей. При этом
решаются следующие основные педагогические задачи:
− включение учащихся в разностороннюю деятельность;
− формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
− развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
− воспитание трудолюбия, способности к
преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
− развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
− формирование стремления к здоровому образу жизни;
− подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире.
Ожидаемые результаты
Личностные:
− готовность и способность к саморазвитию;
− сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств;
− сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
− получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
− освоение универсальных учебных действий;
− овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования
строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного
выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности
с другими детьми.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной
деятельности, как правило, не проводится. Результаты могут быть учтены в форме защиты
проектной работы, выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной
работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя и с
учетом особенностей реализуемой программы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в школе
и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и преподавателем,
ведущим курс. Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным
руководителем.
Формы внеурочной деятельности
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет
самостоятельно. Это могут:
• Школьный киноклуб;
• экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров;
• деятельность ученических сообществ;
• клубы по интересам;
• профессиональные пробы, ролевые игры;
• реализация проектов;
• кружки;
• походы и т.п.
Режим внеурочной деятельности
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован
перерыв 20 мин. между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 40 минут. Перерыв между
занятиями внеурочной деятельности 10 минут.
Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) количество часов внеурочной
деятельности может быть сокращено.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет бюджетного финансирования.
Посещение внеурочных занятий для учащихся является добровольным, согласно сделанному
выбору участниками образовательных отношений.