Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступная
(или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и
безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности,
доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким
образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными
отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью
посторонних.
Поэтому
функциональная задача образовательной организации – найти способы решения
обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».
МОУ СШ № 45 Дзержинского района Волгограда занимает отдельную огороженную территорию, включает в себя 1 здание.
Оборудованные учебные кабинеты
Здание
школы представляет собой современную образовательную организацию, реализующую
программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования с возможностью организации внеурочной деятельности и
дополнительного образования.
Для доступа МГН в здание приспособлены два главных входа в
здание школы восях 23-25/Л* и 23-25/Т, оборудованных подъемными платформами для
инвалидов ИНВАПРОМ А300, которые предназначается для инвалидов колясочников и
других маломобильных групп. Наружные лестницы (крыльца) этих входов
предусмотрены с поручнями-ограждениями, с учетом технических требований к
опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Так как ширина лестниц более
4,0 м. дополнительно предусмотрен разделительный поручень. Поверхность крылец и
ступеней не допускает скольжения при намокании и имеют поперечный уклон в
пределах 1-2%. Входные площадки при входах, доступных МГН, предусмотрены с
навесом для защиты от атмосферных осадков и водоотводом. Размеры входной
площадки составляет - 10,0 м. на 2,65 м
Для безопасного и удобного доступа на второй и третий этажи
проектом предусмотрены шахтные подъемники для инвалидов ИНВАПРОМ А1 , в
количестве 2 штук Передвижение по этажам может осуществляться в
сопровождении.
Организация
предусматривает обучение только в одну смену. Для создания условий обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья в школе проектом предусматриваются
мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие
свободное передвижение детей и их безопасность.
В
МОУ СШ № 45 обучается более 1300 человек, среди них – 9 детей-инвалидов, 20
детей с ОВЗ.
Состояние
помещений, предоставляемых для обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, обеспечивают проведение учебного процесса в условиях,
соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов,
учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития и
индивидуальных возможностей. Материально-технические условия проведения
учебного процесса обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких
детей в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в
указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов,
лифтов, наличие специальных кресел и других приспособлений).
Объекты для проведения практических занятий
Здание школы размещается в зоне жилой застройки. Для
обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и
игровых площадок при размещении здания соблюдены санитарные разрывы от жилых и
общественных зданий.
Через территорию школы не проходят магистральные инженерные
коммуникации городского назначения - водоснабжения, канализации,
теплоснабжения, энергоснабжения.
По периметру земельного участка школы предусмотрено
металлическое ограждение из секций по металлическим столбам высотой 1,8 м,
длиной ,645,7 п.м, 2 ворот шириной 3,5 м,4,2м и 2 калитки шириной 1,0 м.
Пришкольная территория запроектирована в зависимости от
функционального назначения и возрастной ступени учащихся и включает:
1.Зону отдыха, в т.ч.:
- спортивные детские площадки
- 2 шт общей площадью 417,7м2;
2.Физкультурно-спортивную зону, в т.ч.:
- площадка для легкой атлетики общей площадью 3517,5 м2, в
которую входят:;
·
круговая беговая дорожка
не менее 200м на 2 полосы и прямая беговая дорожка 52 метров на 2 полосы ;
·
площадка для игры в
баскетбол площадью ;
·
площадка для игры в
волейбол площадью ;
·
сектор для прыжков в
длину площадью ;
·
площадка для игры в мини
футбол площадью 1085,4 м2;
3.Хозяйственную зону, в т.ч.:
-площадка для сбора мусора и пищевых отходов.
Количество учащихся не превышает вместимость здания. В школе
4 этажа. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных
дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с
их интересами и дифференциацией по направлениям.
Учебный блок начального общего образования (1-4 классы)
Учебные помещения начальных классов закреплены за каждым
классом в количестве 16 шт., размещенные на 1, 2 и 3 этажах, запроектированы
обособленными и не проходными для учащихся других возрастных групп.
В блок начальной школы также входят: демонстрационное
пространство, пространство для интеллектуальных игр, рекреации и коридоры,
санитарные узлы (для мальчиков, девочек, комнаты личной гигиены), кладовые
уборочного инвентаря и дезинфицирующих средств.
Учебный блок основного общего и среднего образования (5-11классы)
Помещения учебного блока основного общего и среднего
образования располагаются на всех этажах здания, с 1 по 4.
В состав учебного блока 1 этажа входят: большой и малый
спортивные залы, раздевалки, подсобные помещения кабинета физической культуры,
обособленные мастерские для трудового обучения, оборудованный
специализированной техникой актовый зал на 350 человек, санитарные узлы (для
мальчиков, девочек, комнаты личной гигиены, универсальные кабины МГН), кладовые
уборочного инвентаря и дезинфицирующих средств.
В состав учебного блока 2 этажа входят: кабинет домоводства,
обособленная мастерская для трудового обучения, кабинеты иностранного языка,
лингофонные кабинеты, кабинет физики, кабинеты математики, кабинет ИЗО,
подсобное помещение кабинета ИЗО, кабинет музыки, кабинет ОБЖ, хореографический
зал, библиотека и читальный зал с книгохранилищем, помещения книгохранилища,
зоной выдачи, демонстрационным пространством, конференц-зал, санитарные узлы
(для мальчиков, девочек, комнаты личной гигиены, универсальные кабины МГН),
кладовые уборочного инвентаря и дезинфицирующих средств.
В состав учебного блока 3 этажа входят: универсальный кабинет
химии, лаборантская химии, кабинеты русского языка и литературы, кабинеты
истории и обществознания, кабинет математики, кабинет информатики, подсобное
помещение кабинета информатики, кабинеты географии, универсальный кабинет
биологии, лаборантская биологии, кабинеты иностранного языка, кабинет педагога
- психолога, кабинет социального педагога, логопедический кабинет, санитарные
узлы (для мальчиков, девочек, комнаты личной гигиены, универсальные кабины
МГН), кладовые уборочного инвентаря и дезинфицирующих средств.
В состав учебного блока 4 этажа входят: кабинеты иностранного
языка, кабинет психолога.
Каждый кабинет оборудован новой мебелью и автоматизированным
местом учителя.
Библиотека
Библиотека
– справочно-информационный центр школы, выполнена в составе блок основного
общего и среднего общего образования (5-11 классы) на 2 этаже.
Библиотека
является структурным подразделением школы и осуществляет свою деятельность в
соответствии с основными направлениями развития образования в школе. Библиотека
предназначена для обеспечения литературой и информацией учебно-воспитательного
процесса и обслуживания учащихся и преподавателей в соответствии с
информационными запросами на основе доступа к фондам.
Функционально
зона проектирования каждого блока библиотеки поделена следующим образом:
-
информационный пункт - кафедра выдачи книг (выдача и прием литературы);
-
читальный зал;
-
медиатека;
-
фонд открытого доступа;
-
демонстрационное пространство;
-
книгохранилище закрытого фонда книг, учебников.
Общая
площадь библиотеки запроектирована из расчета не менее 0,6 м2 на 1 обучающегося
проектируемой школы.
Предполагается
возможность организация в библиотеке учебных занятий основного или
дополнительного образования.
Книжный
фонд библиотеки составляет более 13 тыс. единиц хранения (из расчета не менее
10 ед. на 1 читателя).
Для
хранения библиотечного фонда в каждом блоке предусмотрены стационарные
библиотечные стеллажи шестиполочные, установленные в помещение книгохранилища
(закрытое хранение библиотечного фонда) и читальном зале (фонд открытого
доступа). Размещение организовано таким образом, чтобы возможно было
беспрепятственно разместить на них необходимую литературу. Площадь зоны
закрытого хранения библиотечных фондов рассчитана с учетом не менее 2,5 м2 на
1000 единиц хранения, фонда открытого доступа - 4,5 м2 на 1000 ед. хранения.
В
читальном зале библиотеки определены следующие отдельные рабочие зоны:
-
Медиатека - компьютерная зона для индивидуальных занятий с использованием ИКТ,
где учащиеся могут самостоятельно получить информацию по коррекции и обобщению
знаний. В зале установлены отдельные компьютерные столы. Оборудование:
компьютеры, фонд компьютерных программ, каталоги и информационные банки данных.
Медиатека рассчитана на 13 мест.
-
Читальная зона с кафедрой выдачи и приема книг и открытым фондом хранения книг,
рассчитанная на не менее 80 читательских мест (из расчета не менее 9%
количества учеников), с установкой столов 2-х местных со стульями. В читальном
зале, также предусмотрена зона для индивидуальной и массовой работы с
информацией на электронных носителях, оборудованная техническими средствами
(интерактивный доска);
-
демонстрационное пространство, оборудованное выставочными столами для книг и
учебных пособий.
Организация
рабочих мест с использованием компьютерной техники выполнена с учетом правил
безопасного пользования ими.
Для
обслуживания читателей предусмотрена кафедра выдачи книг - место работы
библиотекаря. Число обслуживающего персонала библиотеки – 1 человек.
Объекты спорта
Учебный блок для занятий физкультурой и спортом.
Помещения для занятий физкультурой и спортом выделены в
отдельный блок, расположенном на 1 этаже, который может использоваться
автономно (дополнительные занятия).
В состав «спортивного» блока входят:
-спортивный зал 30х18 м с инвентарной,
-спортивный зал 18х11 м для учащихся начальных классов с
инвентарной,
-зал 10х16 м гимнастики, хореографии, фитнес аэробики, для
занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе,
-комнаты тренеров с душевыми,
-раздевальные для мальчиков и для девочек каждая с душевыми и ножными ваннами
-раздевальные МГН с душевыми (2 помещения),
-санитарные узлы тренеров,
-санитарные узлы учеников, универсальная кабина МГН,
помещение уборочного инвентаря.
Возможность проведения одновременных занятий обеспечивает
наличие раздевалок для одновременного пользования обучающимися различных
возрастных групп.
Средства обучения и воспитания
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
МОУ СШ № 45 располагает
высокоскоростным защищенным доступом в Интернет. Провайдер - "Ростелеком".
В рамках государственного контракта № 071/24/1 провайдер осуществляет доступ в
интернет и защиту от нежелательных сайтов (контент-фильтрацию). Каждый
сотрудник имеет доступ к сети Интернет на автоматизированном рабочем месте
(АРМ). Скорость доступа - 10 Мбит/сек, дошкольных – 100 Мбит/сек. Доступ в интернет
осуществляется посредством FTTx и Wi-Fi точек беспроводного доступа на базе
сетевого оборудования.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
На основании Федерального
закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся
к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной
фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного
характера.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
№ |
Показатели
условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью |
Условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидностью в школе |
1 |
Наличие
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
В
2024-2025 учебном году в МОУ СШ № 45 обучаются 9 инвалидов и 20 лиц с ОВЗ. |
2 |
Использование
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов |
Все
дети с ОВЗ обучаются по адаптированной основной общеобразовательной
программе. |
3 |
Использование
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования |
Специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по
адаптированной образовательной программе не предусмотрено, так как в школе
отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные
технические средства обучения. Во время проведения занятий в классах, где
обучаются инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья,
возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и
иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися
с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой
дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные
консультации. |
4 |
Проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
Организация
тренингов с лицами с ОВЗ и инвалидностью по следующим направлениям: -эффективная
межличностная коммуникабельность учащихся; -обучения
навыкам самоконтроля; -развитие
личностного самоконтроля с навыками противодействия давлению среды; -обучение
эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях; -повышение
самооценки личности лиц с ОВЗ; Организация
психологической помощи: Консультация
лиц с ОВЗ и инвалидностью с психологическими проблемами. |
5 |
Оказание
психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью |
Исходя
из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусматривается: возможность
индивидуального сопровождения и консультирования учащихся по организационным
и учебным вопросам; работа с семьей учащегося; методическая работа с
учителями; организация внеучебной (воспитательной) работы с учащимися;
оказание содействия детям с ОВЗ в организации отдыха и т. д.
Психолого-педагогическое сопровождение в школе организует педагог-психолог. |
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МОУ СШ № 45 предоставление общежития, интерната,
приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья, не предусмотрено.